просвеще́ние, -я (распространение знаний, образования) и Просвеще́ние, -я (ист. эпоха, идейное течение)
ПРОСВЕЩЕ́НИЕ, просвеще́ния \\ про[с]веще́ние и допуст. устарелое про[с’]веще́ние; просвеще́[н’и]е и просвеще́[н’й]е, в беглой речи возможно просвеще́[н’н’]е и просвеще́[н’]е.
ПРОСВЕЩЕ́НИ|Е, -я, только ед., ср., нд., II г.
1.0. Приобщение к знаниям, к культурным ценностям, распространение знаний, образования. Ср. образова́ние2, обуче́ние.
Духовное (духовно-нравственное, нравственное, естественно-научное, религиозное, атеистическое, экологическое, политическое, половое …) просвещение. [Какое-л.] просвещение народа (масс, населения, молодёжи …). Необходимость (актуальность, опыт, состояние, значение …) просвещения кого-чего-л. Забота … о просвещении кого-чего-л. Меры … по просвещению кого-чего-л. Распространять … просвещение; нести несов. просвещение в массы. Содействовать сов. и несов. (уделять внимание …) просвещению [кого-чего-л.]. Заниматься … просвещением кого-чего-л. Настаивать … на просвещении кого-чего-л. Заботиться … о просвещении кого-чего-л. □ Особое внимание докладчик уделил вопросам духовно-нравственного просвещения молодёжи. ● 1.1. Система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений. Ср. образова́ние2. Развитие просвещения. Работник просвещения. Министерство просвещения. Министр просвещения. ● 2.0. с прописной буквы. Идейное течение XVIII – середины XIX в., в основе к-рого лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании окружающего мира и в устройстве человеческого общества. Идеи Просвещения. Эпоха Просвещения. Век Просвещения. Главными деятелями Просвещения в России были Николай Иванович Новико́ в (1744–1818), Александр Николаевич Радищев (1749–1802) и нек. др.
|| Морф. просвещ=е́ниj-е. Дер. сущ. парт|просвеще́ние ср. – , полит|просвеще́ние ср. – , просвеще́н|ец м. – , проф|просвеще́ние ср. – . От глаг. просвети́ть (<< свет1 См.) сов. – .
ПРОСВЕЩЕ́НИЕ, -я, ср. Процесс передачи, распространения знаний, культуры среди народа, осуществляемый посредством системы специальных воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений: учебных заведений, учреждений культуры, курсов повышения квалификации учителей, преподавателей и т.п. …Никогда она не думала о призвании, о пользе просвещения, и всегда ей казалось, что самое главное в ее деле не ученики и не просвещение, а экзамены (Ч.).