программированный учебник
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ УЧЕБНИК. Учебник, материал которого составлен с учетом принципов программированного управления процессом усвоения знаний (см. программированное обучение). П. у. отличается от других типов учебников построением учебного текста. В тексте П. у. учащийся получает не только некоторую информацию для усвоения, но ему также дается система заданий, выполнение которых должно обеспечить усвоение как самой информации, так и способов ее использования на практике. Наличие информации в заданиях и указаний по их выполнению создает для учащихся возможность самостоятельно приобретать знания, навыки, умения, т. е. текст П. у. строится так, чтобы происходило управление познавательной деятельностью учащихся и процессом усвоения. Текст П. у. называют обучающей программой. П. у. состоит из расположенных в определенной последовательности текстовых абзацев (кадров), выполняющих определенные обучающие (управляющие) функции. Несколько таких абзацев текста, объединенных темой обучения и ее содержанием, называют шагом обучающей программы. Кадры каждого шага отделены друг от друга, пронумерованы, и ученик имеет возможность читать их только в последовательности, предусмотренной структурой обучающей программы. В состав одного шага входят следующие кадры: информационный (введение материала), операционный (задания для самостоятельного выполнения), контрольный (обеспечивает проверку правильности выполнения задания), указательный (разъяснение в случае ошибки). Полная или частичная совокупность этих кадров образует полный или сокращенный шаг обучающей программы. В большинстве П. у. по русскому языку использовалась линейная программа обучения, что приводит к однообразию характера продвижения по программе, преобладают тренировочные упражнения, отсутствуют вариативные ключи, предоставляющие большие возможности осмысления материала и его закрепления. Не использована также эффективная форма коррекции ошибок – разъяснение причины ошибок. Этим объясняется падение интереса к созданию П. у. в 70-е гг. (а также дополнительной трудоемкостью процесса организации материала в таких учебниках). В настоящее время вновь наблюдается интерес к идеям П. у. в связи с развитием программированного обучения с помощью персональных компьютеров. См. также компьютерный учебный курс.
программированные упражнения
ПРОГРАММИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Тип упражнений по способу их выполнения, предполагающий одно определенное решение, причем его правильный выбор обусловлен предшествующими действиями согласно программе обучения. Самым элементарным видом П. у. являются подстановочные упражнения. П. у. могут быть упражнения на заполнение пропусков, на преобразование и перевод с родного языка на изучаемый (количество вариантов решения должно быть ограничено).
программированное обучение
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Организация учебного процесса по специальной обучающей программе, обеспечивающей самостоятельное приобретение знаний, навыков и умений. Появилось в результате заимствования педагогикой рациональных принципов и средств управления сложными системами у кибернетики, математической логики и вычислительной техники. В широком понимании термина – это обучение, построенное на принципах управления познавательной деятельностью учащихся. П. о. осуществляется с помощью специальных пособий (безмашинное П. о.) (см. программированный учебник) либо технических приспособлений (машинное П. о.). В современной педагогической литературе П. о. характеризуется и как метод обучения, и как система научной организации труда, и как кибернетическая дидактика, и как отрасль педагогической технологии. П. о. присущи следующие признаки:
1) наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели; 2) расчлененность изучаемого материала и деятельности участников обучения на небольшие порции (шаги); 3) возможность получения информации о выполнении обучаемым каждого шага (наличие оперативной обратной связи, сигнализирующей о правильности прохождения шагов, и использование ее для коррекции учебной деятельности); 4) особая организация учебного процесса, при которой преподаватель не только осуществляет контроль за работой учащихся, но и оказывает помощь на основе данных выборочного контроля; 5) использование в ходе обучения специальных программированных учебных пособий и технических средств (обучающих машин и персональных компьютеров). Главным среди названных признаков П. о. следует считать наличие алгоритма учебной работы, т. е. строго регламентированной системы действий, выполнение которых ведет к решению поставленной задачи. Именно наличие алгоритма учебной работы делает обучение программированным, так как при этом обеспечивается деление учебного процесса на шаги и осуществление оперативной обратной связи. Несмотря на разногласия в определении П. о., цель его использования при обучении языку трактуется достаточно однозначно: оптимизация управления процессом усвоения знаний и формирования речевых навыков и умений. Наибольшие достижения применения П. о. на занятиях по языку связаны с пошаговым предъявлением информации и формированием речевых навыков. В ходе развития речевых умений (когда речевые действия обучающихся носят творческий характер) алгоритмизация учебного процесса затруднена и не всегда является необходимой.
Термин П. о. возник в 50-е гг. в США. Основанное на психологической теории бихевиоризма П. о. долгое время развивалось исключительно в русле этой теории. В 60-е гг. получила распространение так называемая антитеоретическая концепция П. о. П. Краудера, создателя разветвленной обучающей программы (противопоставляемой линейным обучающим программам Б. Скиннера и его последователей). В России П. о. стало предметом пристального изучения в середине 60-х гг. В своем развитии оно опиралось на теорию деятельности, предложенную российскими психологами (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). В методике интерес к П. о. был вызван поисками путей индивидуализации обучения, стимулирования познавательной активности учащихся. П. о. иностранным языкам развивалось в трех направлениях: а) создавались программированные учебники и учебные пособия, рассчитанные на безмашинное использование; б) разрабатывались образцы обучающих машин и программ для внутреннего управления; в) предлагались программы для работы с ЭВМ. Последние представляли наибольшие возможности для реализации дидактических возможностей, заложенных в П. о. (благодаря обратной связи осуществляется контроль формирования навыков и умений, при этом машина указывает на допущенную ошибку, предлагает подсказку, печатая правильный ответ или отсылает к соответствующим разделам учебного пособия). Наиболее перспективным в использовании П. о. следует считать создание обучающих программ, обеспечивающих возможность непосредственного диалога с обучаемым, использование систем компьютерной коммуникации и дистанционного обучения (Крюкова, 1998; Носенко, 1988; Полат, 1977; Фадеев, 1990).