ПОНИМАЕШЬ ЛИ, ПОНИМАЕТЕ ЛИ, вв. сл., с оттенком разг. («понимаешь ли» – при обращении к одному лицу, с к-рым говорящий на ты; «понимаете ли» – при обращении к нескольким лицам или к одному лицу, с к-рым говорящий на вы).
● Употр. с целью задержать внимание собеседника на предмете разговора, придать доверительность высказыванию. Син. <понимаешь, понимаете разг., употр. реже>, видишь ли, видите ли употр. чаще. Я, понимаешь ли, о её решении до вчерашнего дня ничего не знал. Пётр, понимаете ли, ни о каком примирении даже слышать не хочет. || Морф. поним=а=ешь ли, поним=а=ете ли. Дер. От глаг. понимать (См.) и част. ли1 (См.).
ПОНИМАТЬ см. понять.
|| Морф. поним=а-ть. Дер. сущ. понимание [понима|ниj(е)] (См.); прил. понима|ющ(ий) – ; мжд. вот это я понимаю – ; вв. сл. понимаешь, понимаете разг. – , понимаешь ли, понимаете ли (См.).
ПОДУМАЕШЬ1, мжд., разг.
● 1.0. Восклицание, к-рое употр. для выражения пренебрежения, насмешки, иронии, вызова. Тебе попадёт за это. – П.! ● 2.0. → вв. сл. подумаешь2 (см. ||). || Морф. по=дум=а=ешь. Дер. вв. сл. подумаешь2 разг. – . От глаг. подумать (См.).
ЛИ2 и разг. ЛЬ2, сз.
1.0. изъяснит. Употр. для присоединения придаточной части сложноподчинённого предложения, к-рая заключает в себе разъяснение (в форме вопроса) содержания сказуемого главной части, выраженного глаголами, относящимися к сфере познания (непонимание, незнание, размышление и связанные с ними переживания, познавательная деятельность, знание и его передача) (придаточная часть следует за главной либо – реже – предшествует ей). Син. <или нет>.
□ Я не понял, есть ли там выход. Не знаю, дома ли он. Сомневаюсь, надо ль сообщать ему об этом. Я волновался, сумеешь ли ты правильно ответить на экзамене. Выясни, нет ли у неё этой книги. Надо установить, изменяются ли свойства вещества в условиях невесомости.
2.0. изъяснит. Употр. для присоединения придаточной части сложноподчинённого предложения, к-рая представляет собой косвенный вопрос (придаточная часть следует за главной). Син. <или нет>.
□ Мы спросили у него, не знает ли он, как пройти к кинотеатру. Я справился у секретаря, могу ли я видеть директора. ● 3.0. разделит., редко. Употр. для соединения слов или частей сложносочинённого предложения, называющих однородные в каком-л. отношении предметы, признаки, действия и т. п., и указывает на то, что они могут заменять друг друга и из их ряда необходимо предпочесть что-л. одно. Син. <ли … ли, ли … или>. Ты, он ли это сделает – совершенно неважно.
|| Морф. ли, ль. Дер. сз. ли … ли – , ли … или – . От част. ли1 (См.).
ЛИ1 и разг. ЛЬ1, част. (ставится после слова, к к-рому относится).
1.0. Употр. в прямом вопросе для усиления вопросительного предложения, требующего утвердительного или отрицательного ответа.
□ Читал ли ты эту книгу? Так ли я делаю? Всё ли ясно? А Мухину много ль надо? Только ли из-за него всё это произошло? Дома ли он? Не выпить ли нам чаю? Это ли не счастье? До шуток ли нам? ● 1.1. → сз. ли2 (см. ||). ● 2.0. народно-поэт. Употр. для выделения, подчёркивания того слова в предложении, к к-рому относится. У меня ли, молодёшенькой, | Есть кручинушка немалая. (И. Суриков).
То ли дело разг. – см. дело. Шутка ли [сказать] – см. шутка.
|| Морф. ли, ль. Дер. част. вряд ли (См.), едва ли (См.), едва ли не (См.); неправда ли (См.); не так ли (См.); чуть ли не (См.); нареч. мало ли1 (См.); вв. сл. видишь ли, видите ли (См.), знаешь ли, знаете ли (См.); сз. ли2 (См.). Этим. ← праслав. *li – букв. ‘ли; или; же; нежели; хоть бы; еле’<< ? корень *l’ub- – ‘любить, предпочитать’.