перифраза
ПЕРИФРА́ЗА, перифра́зы и ПЕРИФРА́З, перифра́за, мн. перифра́зы, перифра́зам \\ [п’]ерифра́за, [п’]ерифра́з.
перифраза
ПЕРИФРА́ЗА, -ы; ж.; ПЕРИФРА́З, -а; м. [греч. perïphrasis]. Спец. Описательное выражение, заменяющее прямое название и содержащее в себе признаки не названного прямо предмета (например: царь зверей вместо лев). Перифразы свойственны поэтической речи. Закодировать басню перифразами. Перифрасти́ческий, -ая, -ое. П-ое выражение. П. оборот. П-ие формы глагола (формы глагола, выражаемые описательно: причастием и вспомогательным глаголом; преимущественно в аналитических языках).
перифраза
перифра́за
ж., перифраз, м.
[< греч. periphrasis окольная речь < peri вокруг, около, возле + phrasis выражение, оборот речи]. Оборот речи, состоящий в замене слова или имени описательным сочетанием (напр., "царь зверей" вместо "лев", "автор "Медного всадника" вместо "Пушкин").
парафраза
ПАРАФРА́ЗА (от греч. paraphrasis – описательный оборот, описание). Выражение мысли, обозначение действия или явления языковыми средствами, отличающимися от первоначальных.
учебный перифраз
УЧЕ́БНЫЙ ПЕРИФРА́З (от греч. periphrasis, peri – вокруг и phrasis – описательное выражение). Прием обучения устной и письменной речи, связанный с заменой в тексте отдельных слов синонимами и антонимами, сложных синтаксических конструкций более простыми, а также сжатием либо, наоборот, расширением исходного текста. Упражнения на перифраз строятся на уровне отдельных слов, словосочетаний, предложений и текстов. У. п. широко используется при изложении прослушанного или прочитанного текста, особенно при установке на его компрессию. Основными правилами использования У. п. являются следующие: нельзя механически одни слова или словосочетания заменять другими; следует стремиться передать понятия, идеи, мысли другими языковыми средствами; следует избегать собственных дополнений к тексту оригинала, комментария к нему и оценки; необходимо соответствовать нормам изучаемого языка. Процессы, аналогичные перифразу, имеют также место при дефиците языковых средств, а также самокоррекции. Они входят в состав компенсаторной (стратегической) компетенции. У. п. также широко используется в дидактической речи учителя как один из приемов поддержания иноязычного речевого общения на уроке, побуждения учащихся к речемыслительной активности, а также как способ привлечения внимания к речевым ошибкам и возможным путям их исправления (Колесникова, Долгина, 2008; Ellis, 2003; Гурвич, Кудряшов, 1991).