индивидуализация
ИНДИВИДУАЛИЗА́ЦИЯ, индивидуализа́ции \\ и[н’]дивидуализа́ция; индивид[уə]лиза́ция и индивид[əа]лиза́ция, в беглой речи возможно индивид[у]лиза́ция и индивид[ə]лиза́ция.
индивидуализация обучения
ИНДИВИДУАЛИЗА́ЦИЯ (от лат. individuum – неделимое; особь) ОБУЧЕ́НИЯ. Организация учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. В практике обучения нередко ориентируются на средний уровень обученности, способностей к учению, поэтому не каждый учащийся может реализовать свои потенциальные возможности. И. о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программой, и реальными возможностями каждого ученика. Средствами И. о. могут выступать индивидуальные и групповые задания. На занятиях по языку благоприятные возможности для И. о. возникают в результате организации занятий в небольших по количеству обучающихся учебных группах. Одной из эффективных форм И. о. является использование в учебном процессе ролевых игр и технических средств обучения.
индивидуализация педагогического общения
ИНДИВИДУАЛИЗА́ЦИЯ ПЕДАГОГИ́ЧЕСКОГО ОБЩЕ́НИЯ. Использование педагогом вербальных и невербальных средств общения с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, их личностных свойств и психических состояний.
принцип индивидуализации
ПРИ́НЦИП ИНДИВИДУАЛИЗА́ЦИИ. Дидактический принцип, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе занятий и внеаудиторной работы. Принято говорить о трех видах индивидуализации: личностной, субъектной, индивидной. При осуществлении личностной индивидуализации в процессе занятий учитываются такие свойства личности учащегося, как его мировоззрение, сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус личности учащегося в коллективе. Отбор проблем, проблемных ситуаций для обсуждения, текстов следует производить сообразно возрастным особенностям учащегося. При субъектной индивидуализации принимаются во внимание свойства ученика как субъекта деятельности. Цель этого вида индивидуализации – научить учащихся наиболее экономным и эффективным приемам работы по изучению языка: овладение культурой изучения требует разработки специальных инструкций и памяток. В основе индивидной индивидуализации лежит учет так называемых индивидуальных особенностей учащегося: уровня развития памяти, мышления, восприятия, а также индивидуально-психологический тип обучающегося (интроверт / экстраверт) и т. д. Для того чтобы получить ясное представление об индивидуальных особенностях ученика, используются специальные тесты. См. индивидуальный подход.