ситуация
СИТУА́ЦИЯ (от фр. situation – совокупность обстоятельств). Система внешних по отношению к человеку условий, фрагмент действительности, побуждающие его к выполнению действий. К элементам С. могут относиться и состояния самого человека в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение. С. делятся на стандартные (стабильные) и вариабельные (переменные), учебные и реальные. Полное описание С. подразумевает выделение требований, которые предъявлены человеку извне и / или выработаны им самим, выступают для него в качестве исходных. В учебном процессе ситуации выделяются на основе сфер и тем общения. См. также проблемная ситуация, речевая ситуация.
речевая ситуация
РЕЧЕВА́Я СИТУА́ЦИЯ. Совокупность обстоятельств, в которых реализуется общение, система речевых и неречевых условий общения, необходимых и достаточных для совершения речевого действия. Различают реальную и учебную Р. с., а также ситуации отношений и предметные ситуации. На занятиях по языку основная роль принадлежит ситуациям отношений, поскольку они существенно влияют на выбор речевых образцов и организацию высказывания в соответствии с нормами языка. Р. с. играют важную роль в процессе устного общения, так как они определяют не только содержание коммуникации, но и ее структуру, выбор языковых средств, темп речи и т. д. В программах обучения языку дается перечень Р. с. и их лексико-грамматическое наполнение в соответствии с темами и сферами общения.
ролевая ситуация
РОЛЕВА́Я СИТУА́ЦИЯ. Учебная речевая ситуация, в которой учащиеся исполняют роли участников реальных ситуаций.
языковая ситуация
ЯЗЫКОВА́Я СИТУА́ЦИЯ. Взаимоотношения различных языков в рамках государства или отдельных регионов. На Я. с. оказывают влияние статус и функции языков, их роль в образовании и культуре и др.
проблемная ситуация
ПРОБЛЕ́МНАЯ СИТУА́ЦИЯ. Совокупность условий (речевых и неречевых), стимулирующих учащихся на соверше-ние действия, заданного содержанием ситуации. П. с. может быть речевой, если вызывает ту или иную речевую реакцию. Различают объективную П. с. – ситуацию, заданную преподавателем в учебных целях, и субъективную П. с. – психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы. П. с. на занятиях по языку создаются на основе моделирования жизненных ситуаций, представляющих для учащихся интерес. Эффективность обучения с использованием П. с. зависит от умений слушателей разрешать такие ситуации, умений преподавателя предъявить ситуацию, обеспечить эффективность работы учащихся, управлять процессом разрешения ситуации. Выделяют четыре взаимосвязанные функции П. с.: а) стимулирующую, б) обучающую, в) организующую, г) контролирующую. Опыт и экспериментальное обучение свидетельствуют о том, что П. с. стимулируют речевую деятельность, увеличивают ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствуют прочности формируемых речевых навыков и умений. На занятиях по языку наибольшее распространение получили П. с., задаваемые в форме ролевой игры или этюда. П. с. рассматриваются в качестве важного компонента проблемного обучения.
ситуация стандартная
СИТУА́ЦИЯ СТАНДА́РТНАЯ. См. стандартная ситуация.
стабильная ситуация
СТАБИ́ЛЬНАЯ (от лат. stabilis – устойчивый, постоянный) СИТУА́ЦИЯ. То же, что стандартная ситуация.