Ответы справочной службы
Формально грамматический центр — нет (отрицательная форма настоящего времени глагола быть). Предложение — безличное. Этим можно и ограничиться, если речь идет об освоении школьной программы.
Если же выйти за ее рамки, то придется учесть, что перед нами отрицательно-безличная модификация утвердительного предложения: его мы и получим «вновь», если изымем отрицание: Есть сомнения в опасности этого человека. При этом, как видим, предложение оказывается двусоставным, сомнения — подлежащее. В отрицательно-безличной модификации оно принимает форму родительного падежа и превращается как бы в дополнение (но именно как бы!), однако без него предложение окажется бессмысленным, потому что, если мы его опустим, придется опустить и все остальное, поскольку оно зависит от сущ. сомнения. Останется только Нет, которое явным образом не эквивалентно по смыслу тому, с чего мы начали.
Вывод: если формально-школьный ответ — нет, то неформальный ответ — нет сомнений, в котором нет — главный член безличного предложения, а сомнений — «разжалованное» подлежащее. В лингвистике в последние примерно 40-50 лет в подобных случаях говорят также о «неканонических подлежащих».
При оборотах указанного типа, образованных сочетанием «именительный падеж плюс творительный падеж с предлогом с» сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа.
Форма множественного числа сказуемого показывает, что в роли подлежащего выступает все сочетание, т. е. действие приписывается двум взаимосвязанным равноправным субъектам, например: После обеда Лось с Русаковым пошли посмотреть склады и магазины (Т. Семушкин); Встали и Воропаев с Корытовым (П. Павленко).
Форма единственного числа сказуемого показывает, что подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения, обозначая лицо, сопутствующее производителю действия, например: Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву (Л. Толстой); ...Пришел Разметнов с Демкой Ушаковым (Шолохов).
Выбор одной из двух возможных форм согласования сказуемого зависит от смысловой соотнесенности действия и его производителя. Иногда на решение этого вопроса влияет лексическое значение слов, входящих в сочетание, например: Мать с ребенком пошла в амбулаторию; Старший брат с сестренкой уехал в деревню. Ср.: И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (Пушкин).
В других случаях играет роль лексическое значение сказуемого, например: Мать с дочерью долго не могли успокоиться и вспоминали случившееся (оба действия могут производиться при равноправном участии субъектов действия); Коля с Петей поступили в одну и ту же школу; Брат с сестрой возвратились порознь. Ср.: Клычков с Чапаевым разъехались по флангам... (Фурманов).
Иногда играет роль порядок слов в сочетании. Ср.: Муж с женой пошли в театр. – Жена с мужем пошла в театр (обычно в рассматриваемых конструкциях при различной родовой принадлежности существительных на первом месте фигурирует более сильный в грамматическом отношении мужской род, например: отец с матерью, дед с бабкой, мальчик с девочкой; поэтому выдвижение на первое место существительного в форме женского рода подчеркивает его роль, а отсюда согласование с ним сказуемого).
В примере (1) Прежде чем СКАЗАТЬ СВ надо сначала ПОДУМАТЬ СВ значения повторяющихся действий нет. Значение потенциальности видеть можно вполне (ведь использован инфинитив). Использование двух форм НСВ в (2) подчеркивает процессуальность (длительность), значение повторяемости может быть внесено только дополнительными лексическими средствами (каждый раз, всегда и т. п.). В (2) и (3) использование НСВ думать ведет к предпочтительной трактовке предложения как совета (или даже замечания); если (1) и (4) можно с равным успехом адресовать как собеседнику, так и себе самому, то (2-3) по отношению к себе самому маловероятно (разве что как выговор самому себе).
В целом все варианты вполне дееспособны. Что же касается вопроса, какое действие подчеркнуто сильнее, то ответа на него нет: вид не прагматическая категория, с его помощью ничего не подчеркивается. Подчеркнуть некоторый аспект смысла можно нарочитым лексическим выбором, частицами, интонацией… Вид я бы назвал — если его все-таки включать в этот список — последним в ряду подобных средств. Нет у него такой функции.
Справочники
Существуют специальные частные (аспектные) словари, отражающие морфемный состав слова и его словообразовательную производность. Эти словари относятся к частным (аспектным) лингвистическим словарям. Для работы с морфемным составом слова существуют словари, описывающие сочетаемость и значение морем (А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова «Словарь морфем русского языка», Т. Ф. Ефремова «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка»). Словообразовательные отношения ...
...Отражение морфемного состава слова и его словообразовательных отношений в словарях...
...Непроизводное слово со всеми его производными называется словообразовательным гнездом....
...Существуют специальные частные (аспектные) словари, отражающие морфемный состав слова и его словообразовательную производность. Эти словари относятся к частным (аспектным) лингвистическим словарям....
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.08.2009 № 195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2009 № 196 «О внесении изменения в список высших учебных заведений и иных организаций, которыми проводится экспертиза ...
...Об утверждении норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации...
...Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.08.2009 № 195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» Приказ...
...Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2009 № 196 «О внесении изменения в список высших учебных заведений и иных организаций, которыми проводится экспертиза грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании...
...401» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2008 № 401 «Об утверждении списка высших учебных заведений и иных организаций, которыми проводится экспертиза грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его...
...использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2007 № 152 «О порядке проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его...
...использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации...
(Выдержки из ГОСТ Р 7.0.12-2011 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний. Общие требования и правила)
...Сокращение слов и словосочетаний по ГОСТ Р 7.0.12-2011...
...сокращается также в заголовке, если не является его первым словом производство пр-во пролив прол....
...сокращается также в заголовке, если не является его первым словом государство гос-во в записи на картографическое издание гравер грав....
...сокращается также в заголовке, если не является его первым словом микрокарта мк. микрокопия мкоп. микрофильм мф....
... библиотека б-ка сокращается также в заголовке, если не является его первым словом библиотечка б-чка библиотечный библ....
...при названии должности завод з-д сокращается также в заголовке, если не является его первым словом заглавие загл. залив зал....
Учебник
В правиле про вводные слова, возможно, самое главное – отличать вводные слова от невводных. Научиться это делать вполне возможно. Рассказываем как.
...В правиле про вводные слова, возможно, самое главное...
...Вводные слова и конструкции...
...Чтобы понять, что перед вами именно вводное слово: определите его значение; попробуйте убрать его из предложения и проверить, изменится ли смысл. Сравните два примера: — Игорь может быть курьером, официантом, репетитором. Кажется, он хочет совмещать учёбу с работой....
Верно писать НЕ с существительными не удача и не везение, а результат внимательного чтения правил. А вот невнимательность может сыграть с пишущим злую шутку.
...Верно писать НЕ с существительными не удача и не везение...
...НЕ с существительными...
...Сравните: Вовсе не ↓известность ожидала его. — А его ожидала и ↓вовсе неизвестность. В комнате царил совсем не ↓порядок. — Это ↓совсем непорядок! Написание не после разве также зависит от интонации. Сравните: Разве это не ↓удача?...
Обращение, друзья, обособляется запятыми. Это основное правило. Затруднения могут вызвать случаи, когда обращений несколько. Или когда рядом с обращением есть частица, союз или междометие.
...Обращение, друзья, обособляется запятыми. Это основное...
...Обращение...
....Обращение — это слово или сочетание слов, с помощью которых мы называем собеседника, чтобы привлечь его внимание. Обращение не является членом предложения. В большинстве случаев оно выделяется запятыми. — Саша, пойдём в кино? — А давай, Света, лучше в филармонию!...
Журнал
Словарный запас — это совокупность всех слов, которые знает человек. Какие есть методики его измерения? Правда ли, что современный человек знает больше слов, чем Пушкин? Как богатый словарный запас может помочь в обычной жизни? Расширяем и углубляем представления о словарном запасе вместе с кандидатом филологических наук, руководителем образовательного направления Грамоты Марией Лебедевой.
...Какие есть методики его измерения? Правда ли, что современный человек знает больше слов, чем Пушкин? Как богатый словарный запас может помочь в обычной жизни?...
...Словарный запас: как его оценить и на что он влияет...
...Если же у человека бедная речь, то он может производить впечатление недостаточно образованного, а окружающие могут засомневаться в его компетентности и в других сферах тоже. При оценке словарного запаса учитывается и такое его качество, как глубина....
...К тому же 48% слов, которые встречаются в текстах Пушкина, поэт использовал не более двух раз, что говорит о большом лексическом разнообразии его произведений....
...Активный словарный запас (его еще называют продуктивным) включает те слова, которые человек легко воспроизводит, при этом ему не нужно задумываться и прилагать усилия, чтобы их вспомнить....
... При подобном подсчете учитываются только те слова, которые Пушкин использовал в своих русскоязычных текстах — можно сказать с определенной долей условности, что это его «активный» запас....
...Такая методика показывает, что он понимает слово, даже если не использует его в собственной речи. Измерение словарного запаса у детей проводится по-разному — это может быть наблюдение за речью ребенка или специальные тесты....
«Зубодробительный», «заумный», «трескучий» — так говорят про язык законов, инструкций, договоров и соглашений. Мы привыкли мириться с ним, раз «так нужно». Но государство и бизнес наконец сами задумались о том, чтобы говорить проще. Какие есть инструменты, которые им в этом помогут?
...«Зубодробительный», «заумный»...
...Что такое простой язык и как его освоить...
...Такие инструменты позволяют, например, выяснить, будет ли конкретное учебное пособие для девятилетних детей доступно их пониманию, смогут ли они его прочитать и усвоить его содержание. Проверить формальные характеристики русского текста можно с помощью нескольких сервисов....
...Понятный текст демонстрирует внимание к читателю, желание учитывать его потребности и экономить его время. Чтобы повысить качество языка, на котором говорит организация или компания, есть много уже проверенных способов. Назовем некоторые из них. Пройти обучающий курс или тренинг....
...С его помощью можно проверить заспамленность текста, проблемы с орфографией, лишними словами («водой»). Сервис может предложить синонимы и более благозвучные формулировки. Сервис «Простым языком»....
...Мы можем говорить про простой язык английского писателя, если мы учим английский и хотим прочитать его книгу. Мы можем называть простым стиль автора, пишущего по-русски, имея в виду отсутствие сложных синтаксических конструкций, книжной и устаревшей лексики....
...Его авторы оценивали, насколько просто, ясно и доступно написаны тексты на сайтах различных учреждений. В число лидеров по этим показателям попали также сайты «Почты России», «Ваш контроль», «Культура.рф» и другие....
В День русского языка филологи, педагоги, общественные деятели традиционно обсуждают вопросы, связанные с актуальным состоянием языка, тенденциями его развития, возможностями его государственной поддержки и защиты. В круглом столе «Государственная языковая политика: от среднего образования до сохранения редких языков и диалектов русского языка», который состоялся 6 июня в пресс-центре «Россия сегодня», принимали участие член Совета по ...
...Русский язык сегодня: как ему учить, как его защитить, как он влияет на общество и экономику...
...В День русского языка филологи, педагоги, общественные деятели традиционно обсуждают вопросы, связанные с актуальным состоянием языка, тенденциями его развития, возможностями его государственной поддержки и защиты....
...Важно перейти от работы со школьниками к работе со взрослым населением для формирования его речевых компетенций....
...Язык семей может быть нелитературным, что не делает его менее ценным. Это фундамент, который лежит в основе любого государства. Задача учителя — объяснить детям разницу между местным языком и литературным языком с его функциями и возможностями....
...Он видит величие русского языка в том, что он мелодичный, интересный, его всегда приятно слушать. Он сравнил ошибки в русском языке с ошибками в программе, которая в этом случае не будет работать....
...Игорь Исаев говорил о русском языке и его вариантах, с одной стороны, и о русском и других языках Российской Федерации — с другой. В языке нормативно все, но есть то, что находится за пределами литературной нормы, считает эксперт....