Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 120 результатов

Ответы справочной службы

«Подыми» — это форма повелительного наклонения глагола «поднять» или «подъять»? В словаре Зализняка у глагола «подъять» формы повелительного наклонения отсутствуют, а у глагола «поднять» форма повелительного наклонения — это «подними». Соответственно, возникает вопрос: к какому из этих глаголов относится форма «подыми»?

В словаре А. А. Зализняка в разделе  "Сокращенная запись глагольной парадигмы и восстановление остальных форм по этой записи" указывается, что форма повелительного наклонения ед. ч. получается из формы 3 л. мн. ч. настоящего/будущего времени "заменой окончания -ут, -ют, -ят или -ат на -и (после согласной) и  (после гласной)". Выбрав по индексу нужный образец спряжения, получаем: подым-ут – подым-и (глагол подъять); подним-ут – подним-и (глагол поднимать).

Глаголы имеют одинаковое значение, но глагол подъять не является стилистически нейтральным. Уже в словаре Ушакова, который отражает нормы русского литературного языка 40-х годов XX века, формы этого глагола имеют пометы устар. (устаревший), простореч. (просторечный). В "Большом толковом словаре русского языка" (под ред. С. А. Кузнецова) глагол подъять характеризуется как разг. (разговорный). В связи с этим употреблять этот глагол следует только в речевых ситуациях, допускающих использование стилистически окрашенной лексики. Тем не менее формы глагола подъять, в том числе формы повелительного наклонения, можно встретить в художественной литературе, где они вполне уместны.
Ну, прощай, Марфуша, подыми меня (Ф. Достоевский).

Я тебя выучу. Подыми перчатку, холуй! (А. Куприн).

11 сентября 2024
Страница ответа
Добрый день! В «Словаре фразеологизмов» из навигатора ЕГЭ по русскому языку 2024 года есть как фразеологизм «забивать голову», так и «только что». На ЕГЭ 5 июля выпускникам был предложено найти фразеологизм в данных ниже предложениях. (36) В упоении мы вопили на весь дом, но никто ни разу не сказал бабушке, что она забивает голову ребёнку какими-то бреднями. (37) Наоборот, когда кончалось наше «кино» - а кончалось оно неизменно победой Добра, - я врывался в большую комнату и с порога начинал восторженно рассказывать, что я только что видел, все с живейшим интересом и совершенно серьезно расспрашивали меня о битве трёх богатырей или о чудесном спасении царевны. (38) Это — бабушка. Моя ученица, выбирая между «только что» и забивать голову» ответила «только что». Ответ ей не зачли. Ей не хватает 1 балла для подтверждения медали (ее результат 69 баллов). В чем её ошибка? Можно ли подавать апелляцию, основываясь на «Словаре фразеологизмов» ФИПИ.

Очень сомнительная ситуация, увы. Если в списке фразеологизмов, опубликованных на сайте ФИПИ, имеется сочетание только что, то выбравшему его ученику такой выбор не может быть засчитан за ошибку. Тем более что широкое понимание фразеологии, на котором настаивают многие ученые, позволяет обнаружить в приведенных Вами предложениях и другие фразеологизмы: например, с порога. См.: = С порога — сразу же после прихода куда-л. — Если бы кто-нибудь... с порога взглянул на них, то непременно заключил бы, что они сидят и миролюбиво разговоривают. Достоевский. (Фразеологический словарь современного русского литературного языка. Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Наука, 2004. Т. 2. С. 80.)

19 июля 2024
Страница ответа
Чем ограничена возможность сочетания с глаголами побуждающей к совместному действию частички -те, чем руководствоваться? Пойдёмте, споёмте звучат привычно; купимте, расскажемте – нет. Слово должно оканчиваться на ударное -ём?


Правило допускает все эти формы.


-ТЕ в формах совместного действия присоединяется:

1) у глаголов сов. вида и у глаголов однонаправленного движения к форме 1 л. мн. ч. изъявит. накл.: сыграемтестанемтепойдемте;

2) у глаголов несов. вида (кроме глаголов однонаправленного движения) к частице давай, соединяющейся с инфинитивом давайте дружитьдавайте спать.

При этом частица давай(те) употребляется и при формах совместного действия глаголов сов. вида: давайте подружимсядавайте споем. Получаются дуплеты (сыграемте = давайте сыграем), при этом более употребительны варианты с давай, они активно вытесняют варианты с -ТЕ, поэтому часто кажутся сомнительными с точки зрения нормативности.

Пойдёмте, Семен Семеныч, – продолжала Елена Ивановна, обращаясь исключительно ко мне, – посмотримте лучше обезьян (Ф. Достоевский).
 Будемте говорить прямо и откровенно (А. Куприн).

14 июля 2024
Страница ответа

Справочники

Бог ведает / весть / знает где / ... / что

БОГ ВЕДАЕТ / ВЕСТЬ / ЗНАЕТ ГДЕ /…/ ЧТО, неразложимое сочетание Между частями сочетания запятая обычно не ставится. На склоне неглубокого оврага, возле самого плетня, виднелась пасека; узенькая тропинка вела к ней, извиваясь змейкой между сплошными стенами бурьяна и крапивы, над которыми высились, бог ведает откуда занесенные, остроконечные стебли темно-зеленой конопли. И. Тургенев, Живые мощи. …Есть такие смешные и злые дамы, которые говорят с мальчиками ...

...Бог ведает / весть / знает где / ... / что...

... Достоевский, Маленький герой. Бог знает отчего показалось мне, что матушка на него напрасно сердится… Ф. Достоевский, Неточка Незванова. Ищете меня бог знает в каких местах, а я просто был дома. Ф. Достоевский, Роман в девяти письмах....

... Достоевский, Записки из подполья. В городе уже говорили о нас бог знает что, но из всего, что говорили, не было ни одного слова правды. А. Чехов, О любви. Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк....

Ни больше ни меньше (как)

НИ БОЛЬШЕ НИ МЕНЬШЕ (КАК), неразложимое сочетание Между частями выражения «ни больше ни меньше (как)» в значении «именно; не кто иной, как; не что иное, как» знаки препинания не ставятся. И если утверждения Эвсебия верны, то Константин оказывается ни больше ни меньше как первым крестоносцем. И. Бродский, Путешествие в Стамбул. Дополнительным оппонентом оказался ни больше ни меньше тогдашний директор Пушкинского дома. М. Веллер, Точка зрения. Ни больше ни меньше как рыбьи ...

...Ни больше ни меньше (как)...

...Достоевский. Cлабое сердце. Я уверен, что он разом расколется на две половины – ни больше ни меньше. Ф. Достоевский, Подросток. Этот Бутлеров, Корбах, знаменитый химик, казанский профессор, мой предок, ни больше ни меньше. В. Аксенов, Новый сладостный стиль....

Другое дело

ДРУГОЕ ДЕЛО, наречное выражение Слова «другое дело» отделяются тире, если этого требует интонационное членение фразы. Если интонационной паузы нет, то тире не ставится.  Вот другое дело Редька; толстеет себе, как купчиха, и ничего знать не хочет. Д. Мамин-Сибиряк, Зеленая война. Ну, Щедрин или, положим, Достоевский – другое дело, а Пушкин великий поэт и больше ничего. А. Чехов, Учитель словесности. Молодость у всякого проходит, а любовь ...

...Другое дело...

...Достоевский, Крокодил. Другое дело – если бы я сам бросил школу… В. Распутин, Уроки французского....

... Ну, Щедрин или, положим, Достоевский – другое дело, а Пушкин великий поэт и больше ничего. А. Чехов, Учитель словесности. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело. И. Бунин, Темные аллеи....

Учебник

Однородные члены предложения

Основное внимание в этом правиле – на союзах или их отсутствии. Коварными могут оказаться и парные, и повторяющиеся союзы. Рассказываем, как не запутаться.

...Основное внимание в этом правиле – на союзах или их...

...Однородные члены предложения...

...  однородные члены разбиты на пары, связанные бессоюзной связью (запятые ставятся только между парами): Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский стали героями литературных анекдотов, ошибочно приписываемых Хармсу....

Журнал

Систему образования ждет дефицит преподавателей русского языка

Не только в сельских школах, но и в городах-миллионниках не хватает учителей русского языка и литературы. На региональных филфаках сокращается число бюджетных мест и количество учебных часов на профильные предметы. «Российская газета» обсудила эту проблему с экспертами.

...Не только в сельских школах, но и в городах-миллионниках...

...Систему образования ждет дефицит преподавателей русского...

...По словам Альберта Эйнштейна, Достоевский повлиял на него больше, чем физик Карл Гаусс. Русский язык — это как витамин, без которого человек будет хилым и ущербным, а главная задача учителя-словесника — привить ученикам любовь к чтению и научить размышлять над прочитанным....

Художественный стиль речи использует всю палитру языковых средств

Художественный стиль обязан своим существованием художественной литературе. Писатели и поэты пишут в этом стиле свои произведения. Из всех функциональных стилей художественный можно назвать самым неоднозначным. Есть исследователи, которые вообще не признают его как отдельное явление. Но главная проблема заключается в том, что у стиля художественной литературы то и дело возникают конфликты с литературной нормой.

...Художественный стиль обязан своим существованием художественной...

...Художественный стиль речи использует всю палитру языковых...

... Достоевский. Братья Карамазовы Иногда автор может сознательно нарушать грамматику — либо metri causa, то есть во имя сохранения стихотворного размера, либо ради обособления слова, из фонетических соображений и т....

...  Извиняюсь, что не ответил никому до сих пор, — пишет Федор Достоевский в «Дневнике писателя»; Ну, ну, моя радость, простите... Извиняюсь (целует руку), — говорит герой произведения Антона Чехова «Дядя Ваня»....

Мир имен и названий

Сколько слов существует в русском языке? Ответ на этот вопрос и сложен, и прост. Трудно назвать точную цифру, и на это есть несколько причин: язык постоянно развивается, обновляется (одни слова появляются в речи, другие исчезают, уходят); масса диалектных слов пока учеными просто не зафиксирована и ни в каких словарях не описана; почти все профессии и научные дисциплины обладают «собственными» лексиконами, которые не входят в общенародную литературную речь; есть и другие причины.

...Сколько слов существует в русском языке? Ответ на этот...

...Мир имен и названий...

...Кроме них существует другой, особый мир слов — тех особых единиц нашей речи, которые выполняют функцию выделения, индивидуализации и представляют собой разнообразные названия и имена: Алексей Михайлович, Челябинск, Достоевский, Большая Медведица, «Спартак», улица Волхонка, Российский...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!