Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 29 ответов
Точных совпадений не найдено, показываем близкие результаты
№ 201382
В основе банковских программ лояльности лежит (или лежат?) два основных принципа...
ответ
В этих случаях обычно используется единственное число.
20 июля 2006
№ 259287
В учебнике написано, что любое предложение, в отличие от словосочетания, имеет основу. Как может быть предложение без основы? В каком учебнике написано про предложения без основы?
ответ

Действительно, любое предложение имеет основу. Однако в неполных предложениях слова, составляющие основу, могут пропускаться - это характерно для разговорных конструкций; в таких случаях всегда легко восстановить пропущенные слова.

О неполных предложениях Вы можете почитать здесь.

17 марта 2010
№ 271907
Что такое основа предложения?Как ее найти? Речь не идет о грамматической основе.
ответ

А о чем же тогда идет речь?

19 ноября 2013
№ 319689
Здравствуйте. Как вы относитесь к словообразовательному словарю Тихонова? В нём встречаются очень странные корни. Например, в слове "преподаватель" выделяется корень ПРЕПОДАВА. Почему? Благодарю за ответ.
ответ

«Словообразовательный словарь русского языка» в 2-х томах А. Н. Тихонова (3-е изд., 2003) ― фундаментальный труд, не имеющий аналогов в мировой лексикографической практике. Глубокая разработка теоретических основ построения гнездового словообразовательного словаря представлена в теоретическом введении к словарю «Основные понятия русского словообразования», с которым необходимо ознакомиться перед тем, как начать пользоваться словарем. Словарь является новаторским: он составлен на синхроническом уровне, то есть в словообразовательное гнездо входят слова, считающиеся родственными только в современном русском языке.

Глагол преподавать в современном русском языке имеет значение ‘заниматься педагогической деятельностью’; живая семантическая связь с глаголами дать / давать утрачена, поэтому в словаре А. Н. Тихонова это слово фиксируется как непроизводное с основой преподава-, в отличие, например, от производного глагола пораздать (по-раз-да-ть ← раз-да-ть ← да-ть), сохранившего эту связь, на основании чего в нем выделяются корень -да- и две приставки. Для слова преподаватель (‘тот, кто занимается педагогической деятельностью’) основа преподава- является производящей. Эта информация отражена в словаре А. Н. Тихонова, единицей описания которого является словообразовательное гнездо. Выявление непроизводной основы в производящем слове и фиксация производных слов ― задача словообразовательного анализа, эту задачу словарь А. Н. Тихонова решает на синхроническом уровне.

Установление состава морфем в слове требует привлечения формообразовательного и собственно морфемного анализа.

Формообразовательный анализ глагола преподавать позволяет установить, что основа инфинитива и прошедшего времени у этого глагола включает суффикс -ва-: препода-ва-тьпрепода-ва-ла, а основа настоящего времени ― суффикc –[j]-: препода-[j-у]т. В результате сопоставления формообразующих основ мы выделяем в словах преподавать и преподаватель глагольный суффикс -ва-.

Морфемный анализ учитывает не только формо- и словообразовательные особенности слов, но и их способность члениться на морфемы по аналогии с одноструктурными образованиями. На этот принцип опираются морфемные словари, в которых в слове преподаватель выделяют приставки пре- и по-, корень -да- (см., например «Словарь морфем русского языка» под ред. А. И. Кузнецовой и Т. Е. Ефремовой).

Таким образом, словообразовательный анализ на синхроническом уровне рассматривает основу преподава- как непроизводную, выступающую в качестве производящей для слова преподаватель. Эта информация отражена в словаре А. Н. Тихонова.

Морфемный анализ (анализ состава слова) предполагает применение дополнительных процедур, так как словообразовательный анализ лишь один из этапов морфемного. Морфемный состав слова преподавательпре-по-да (корень)-ва-тель-Ø.

22 ноября 2024
№ 268171
Почему мини-юбка, но макроэкономика? Какой принцип лежит в основе слитного/дефисного написания в каждом из этих случаев, столь внешне похожих?
ответ

Это словарные слова.

Мини-...  как первая часть сложных слов пишется через дефис, но: минивэн, минипьяно.

Макро... - первая часть сложных слов, пишется слитно.

Причем мини - из латыни, а макро - из греческого языка.

18 января 2013
№ 325661
правильная ли пунктуация в предложении В принципе типология войн и вооруженных столкновений может разрабатываться на основе разных критериев
ответ

Сочетание в приницпе здесь предпочтительно отделить запятой. См. о пунктуационном оформлении этого сочетания в «Справочнике по пунктуации» на нашем портале.

14 сентября 2025
№ 268536
Здравствуйте. Как правильно: "основные принципы проектирования в обеспечение производства" или "основные принципы проектирования в обеспечении производства "? По-моему, правильно "основные принципы проектирования, заложенные в обеспечение производства" или второй вариант. Спасибо.
ответ

Вы правы.

12 марта 2013
№ 325983
подскажите как правильно применять "нарушение принципа "эстопель" или "нарушение принципа эстопеля"?
ответ

Верно: нарушение принципа эстоппеля или просто нарушение эстоппеля.

27 сентября 2025
№ 320502
Существует книга под названием 'Основы шахмат. Шаг за шагом'. Можно ли по аналогии с 'основами шахмат' сказать 'основные принципы шахмат'?
ответ

Да, фраза основные принципы шахмат корректна.

22 декабря 2024
№ 303399
Помогите, пожалуйста, выделить грамматическую основу в предложении. Мой щенок хороший. Сказуемого нет, значит грамматическая основа - щенок. Верно?
ответ

Сказуемое - хороший.

16 ноября 2019
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше