№ 316333
Добрый день, незаменимые !
Подскажите , пожалуйста, правильно ли я оформила заявление .
И.о.министра
образования и науки
р.Татарстан
Земличному А.Б.
Захаровой Т.А.
заявление.
Прошу Вас уволить меня по собственному желанию.
И.о.директора
СОШ№567
Захарова Т.А.
23.04.24г.
ответ
Правильно:
И. о. министра образования и науки Республики Татарстан Земличному А.Б. Захаровой Т.А. заявление. Прошу Вас уволить меня по собственному желанию. И.о.директора СОШ № 567 Захарова Т.А. 23.04.24г.
25 августа 2024
№ 322026
В рамках деятельности по поиску новых эффективных реагентов на фабрике рудника для продолжения опытно-промышленных испытаний в течение 14 календарных дней с целью подтверждения достигнутых результатов и установления нормы флотореагента определены объёмы реагента.
Нужно ли в данном предложении поставить запятые перед словом "с целью"?
ответ
Для запятых в этом предложении нет оснований.
20 февраля 2025
№ 201548
Объясните, пожалуйста,происхождение слова "шантрапа", связано ли оно с французским городом Сет-Тропе?
Спасибо
ответ
Интересная статья про это слово есть у наших коллег - на сайте http://www.gramma.ru/RUS/?id=14.22 [«Культура письменной речи»].
22 июля 2006
№ 291534
Добрый день! Спасибо за Ваш ответ на вопрос №291493 от 24.12.2016 г., относительно правильного употребления глагола «жжёт» и «жгут». Итак, правильно сказать напиток «жжет», так как он (напиток) является единственным числом, однако также правильным будет сказать «листья жгут», так как листья использованы в данной фразе во множественном числе. В таком случае ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: «виски жгут» или «виски жжёт»; «водка жгёт» или «водка жжёт»; «коньяк жгёт» или «коньяк жжёт». На сайте «Грамота», к сожалению, все вопросы и ответы по слову «виски» звучали исключительно в одной плоскости: к какому роду (м. или ср.) имеет принадлежность слово «виски». Настоящий вопрос задан в иной плоскости, к какому числу, единственному или множественному, принадлежат слова виски, водка, коньяк? При этом очевидно и, конечно, не требует комментария словосочетание «бутылка виски» (ед.ч.). Также известно, что в русском языке есть слова, которые не имеют форм единственного числа. Например, ножницы, сани, бегуди, жалюзи… Если виски, коньяк и водка также не имеют формы ед.ч., то будет ли верным ответом следующие словосочетания: «виски жгут», «коньяк жгёт», «водка жгёт»? Вопрос актуален, на мой взгляд, особенно в преддверии наступающего Нового года. Заранее благодарен. С наступающим Новым годом! Игорь Платонов. 25.12.2016.
ответ
Верно: виски жжет, коньяк жжет, водка жжет.
У глагола жечь нет формы жгет, использовать ее — грубая ошибка. Единственно верная форма третьего лица единственного числа: жжет.
Виски, водка, коньяк — это существительные единственного числа. Слово виски крайне редко (обычно в профессиональной или разговорной речи) употребляется во множественном числе в значении "виды виски". То же самое можно сказать о формах множественного числа водки и коньяки.
25 декабря 2016
№ 325352
Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, нужно ли наращение в подобных случаях: в 0,9%-ном растворе? Спасибо.
ответ
В изданиях деловой и научной литературы предпочтительной следует считать форму с наращением одно- или двухбуквенного окончания по правилам наращения падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами. Напр.: 15 %-й раствор, 20 %-го раствора, 25 %-му раствору и т. д. Такая форма экономнее более распространенной формы из числительного в цифровой форме, знака процентов, дефиса и падежного окончания -ный, -ного, -ному и т. д. (напр.: 10 %-ный) и позволяет соблюсти единообразие в наращении падежных окончаний.
В узкоспециальных изданиях для высокоподготовленного читателя допустима форма без наращения падежного окончания, если контекст не может вызвать двояких толкований. Напр.: в 5 % растворе.
4 сентября 2025
№ 325557
Нужно ли наращение в подобных случаях: в 0,9%-ном растворе? Спасибо.
Ответ
В специальной литературе подобные наращения используются. Подробнее см. «Справочник издателя и автора» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой.
Скажите, пожалуйста, п является ли ошибкой их отсутствие? То есть обязательно добавлять -ном? Спасибо.
ответ
В изданиях деловой и научной литературы предпочтительной следует считать форму с наращением одно- или двухбуквенного окончания по правилам наращения падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами. Напр.: 15 %-й раствор, 20 %-го раствора, 25 %-му раствору и т. д. Такая форма экономнее более распространенной формы из числительного в цифровой форме, знака процентов, дефиса и падежного окончания -ный, -ного, -ному и т. д. (напр.: 10 %-ный) и позволяет соблюсти единообразие в наращении падежных окончаний.
В узкоспециальных изданиях для высокоподготовленного читателя допустима форма без наращения падежного окончания, если контекст не может вызвать двояких толкований. Напр.: в 5 % растворе.
10 сентября 2025
№ 327475
Добрый день. Когда-то был вопрос о написании еврейского восклицания "ой( )вей!", более чётких рекомендаций не появилось? Вот в английском оно пишется вариативно в плане букв, но всегда в два слова, без дефиса и запятой — может, и по-русски стоит так писать? И заодно: верно ли, что более привычное русскому уху "ой-ой-ой!" является вариантом того же восклицания, как пишет Википедия? То есть "ой" само по себе, несмотря на привычность, не русского происхождения, а идишского? Благодарю.
ответ
Нормативной орфографической формы это сочетание пока не получило, написание колеблется. Междометие ой известно во всех славянских языках и считается звукоподражательным по происхождению (Этимологический словарь славянских языков. Вып. 32. М., 2005. С. 34–35).
4 ноября 2025
№ 273100
Добрый день. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, если после цифры следует запятая (т.е. дробная часть) всегда к числу указываем балла, а не баллов? Например: 0,12 балла или 2,1 балла.
ответ
Да, существительным управляет дробная часть: 0,12 балла, 2,1 балла (читаем: двенадцать сотых балла, одна десятая балла).
4 февраля 2014
№ 296049
Добрый день. Скажите пожалуйста в фразе "поданным до 11 декабря 2017 г. Заявления, поданные после 11 декабря 2017 г. удовлетворению не подлежат" включена дата 11.12.2017 г. или нет? Спасибо за ответ.
ответ
Если в предложении нет слова включительно, то однозначного ответа дать нельзя.
30 января 2018
№ 296511
Такие словосочетания, к примеру, "триста три" (303), "двести десять" (210) - составные числительные (с числом букв: 9 и 12, соответственно) - можно ли назвать (являются ли) некими СЛОВАМИ (подобно сочетанию "несмотря на")???
ответ
Составные числительные обозначаются двумя или большим количеством слов. То есть да, это слова, если вопрос об этом.
28 февраля 2018