моноцентризм
МОНОЦЕНТРИЗМ, -а; м. [от греч. mónos - единственный и лат. centrum - центр]. Учение о происхождении человечества от одного (неандертальского) предка в одной области земного шара (противоп.: полицентризм). Моноцентричный, -ая, -ое. М-ая гипотеза.
концентризм
КОНЦЕНТРИЗМ. Принцип обучения и система подачи и распределения лексико-грамматического материала в курсе языка, при котором учебный материал многократно повторяется с разной степенью глубины содержания на разных ступенях обучения на протяжении учебного курса. Наряду с концентрическим построением учебного курса программами предусматривается и его линейное представление в зависимости от цели и содержания занятий.
принцип концентризма
ПРИНЦИП КОНЦЕНТРИЗМА. То же, что цикличность. Методический принцип обучения, предполагающий распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам. Уже после усвоения материала первого концентра учащиеся должны уметь участвовать в подлинно речевом общении в пределах ограниченного круга ситуаций и тем. В каждом последующем концентре предусматривается расширение материала на основе изученного и овладение новым. При распределении учебного материала по концентрам следует давать сначала основное значение грамматической категории, наиболее типичные средства выражения грамматических значений, оставляя второстепенные значения, менее типичные случаи функционирования и средства выражения для последующих концентров. В рамках концентра предполагается отбор языкового материала в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах задания или урока действуют микроконцентры, имеющие конкретную узкую цель. Характерными их признаками являются замкнутость в пределах одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое их количество, относительно небольшая продолжительность, получение непосредственных результатов работы. Примером может служить проведение фонетической зарядки на каждом уроке начального этапа обучения. Цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для научной организации обучения, однако излишняя повторяемость пройденного материала приводит к торможению, снижению активности на уроке. Соблюдение П. к. обусловливает: 1) высокую мотивированность изучения языка благодаря возможности учащихся участвовать в речевом общении уже на раннем этапе обучения; 2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому. С понятием концентризма связано выделение этапов обучения. См. также методические принципы обучения.