А TО1, сз.
● 1.0. разг., разделит. Употр. для присоединения последнего в ряду однородного члена предложения при чередовании действий, к-рые могут заменять друг друга обычно в ситуации выбора между ними. Син. или1, либо. Не знаю, как вам, а мне он просто надоел: пишет письма, звонит, а то прямо приходит домой.
2.0. противит. Употр. для присоединения второй части сложносочинённого предложения и указывает на то, что несовершение действия, отсутствие события, названных в первой части, неизбежно вызовут совершение действия, наступление события, названных во второй. Син. <не то разг.>, иначе2 употр. реже, в противном случае, или1 употр. реже, либо употр. реже.
□ Пойдёмте быстрее, а то опоздаем. Позвони ему сегодня же, а то я сам позвоню. Приходите обязательно, а то он обидится.
3.0. условно-противит., часто после части с условн. или уступит. сз. Употр. для присоединения слов и словосочетаний, к-рые содержат указание на реальные условия, делающие правомерным высказываемое в предложении утверждение (предполагаемое условие, к-рое делает это утверждение неправомерным, указывается непосредственно перед союзом). Син. <а так>.
□ За неделю этого не сделаешь: было бы нас много, а то всего трое. Вернёмся мы не скоро: если бы туда ходил автобус, а то придётся идти пешком.
3.1. условно-противит., после части с условн. или уступит. сз. Употр. для присоединения слов и словосочетаний, к-рые выражают нечто противоречащее или противоположное тому, о чём говорится в части с условным или уступительным союзом.
□ Если бы было так, а то всё наоборот. Хоть бы на неделю отложили, а то на целый месяц.
4.0. прич.-уступит. Употр. для присоединения придаточной части сложноподчинённого предложения, в к-рой указывается на непосредственную причину того, о чём говорится в главной части (придаточная часть следует за главной).
□ Давайте кончать работу, а то уже темно. Помоги мне, а то тяжело. Расскажи что-нибудь весёлое, а то все заскучали. ● 5.0. → част. а то2 (см. ||).
А то плохо будет – см. плохо2.
|| Морф. а т=о. Дер. сз. а то и с оттенком разг. – ; част. а то2 (См.). От сз. а1 (См.) и мест. тот (См.).
А2, част., разг.
1.0. Употр. при повторном обращении для привлечения внимания.
□ Девушка, а девушка! – Что? Пап, а пап, пойдём домой.
2.0. Употр. как вопросительный отклик на обращение или при переспросе нерасслышанного. Син. что3, да1, ну2.
□ Аня! – А? – Ты не брала у меня со стола книгу?
2.1. после предложений, к-рые содержат предположение, требуют ответа. Употр. для выражения побуждения к ответу. Син. да1, нет1.
□ Посмотри, эта картина тебе нравится, а? Поедем на пляж, а?
2.2. Употр. для подчёркивания удивления, восхищения или возмущения и побуждения собеседника разделить соответствующую эмоциональную оценку.
□ Красота, а? Просто возмутительно, а? Какие нахалы, а?
|| Морф. а. Дер. . Этим. << а1 См.
А1, сз.
1.0. сопоставит. Употр. для соединения слов и частей сложносочинённого предложения, называющих предметы, признаки, действия, явления и т. п., к-рые сопоставляются в каком-л. отношении, на едином, не ведущем к их взаимоисключению основании. Син. же2 употр. реже, а вот част.
□ Я буду диктовать, а ты пиши. Брату шесть лет, а сестре – восемь. У этого цветка лепестки белые, а середина – жёлтая.
1.1. сопоставит. Употр. для соединения частей сложносочинённого предложения, в к-рых сообщается об одновременно совершающихся и сопоставимых в каком-л. отношении действиях, событиях, явлениях и т. п. Син. же2 употр. реже, <между тем как>, тогда как, <в то время как>.
□ Я шёл по улице, а он проехал мимо меня на трамвае. Он ждал, а время шло. Я буду готовить обед, а ты в это время сходи в магазин. ● 1.2. сопоставит. Употр. для соединения частей сложного предложения, одна из к-рых (следующая за союзом) сообщает о непредвиденном или неожиданном действии, совершающемся во время другого действия, названного в первой части. Он шёл спокойно по улице, а на него как налетит какой-то прохожий! ● 1.2.1. сопоставит.-врем., в конструкции «не успел …, а». Употр. для соединения частей сложного предложения, одна из к-рых (следующая за союзом) сообщает о действии, событии, факте и т. п., начавшемся сразу после завершения действия и т. п., названного в первой части. Син. как2. Не успел он приехать, а ему уже поручили целую кучу дел. ● 1.2.2. сопоставит.-врем., в конструкции «не прошло и …, а». Употр. для соединения частей сложного предложения, одна из к-рых (следующая за союзом) сообщает о действии, событии, факте и т. п., начавшемся раньше, чем можно было бы предположить исходя из содержания первой части. Син. как2. Не прошло и часа, а он уже захотел домой. ● 1.2.3. сопоставит.-врем., в конструкции «не …, а». Употр. для соединения частей сложного предложения, одна из к-рых (следующая за союзом) сообщает о действии, событии, факте и т. п., начавшемся неожиданно или в не положенное для него время и тем самым опережающем действие и т. п., названное в первой части. Син. как2 . Урок ещё не начался, а все уже сидели за партами.
1.3. сопоставит. Употр. для соединения частей сложносочинённого предложения, одна из к-рых (следующая за союзом) сообщает о событии, явлении, факте и т. п., исключаемом из того, что названо в первой части. Син. же2 употр. реже.
□ Все вышли из класса, а Мухин задержался.
2.0. противит. Употр. для соединения слов и частей сложносочинённого предложения, называющих противоречащие друг другу явления, действия, признаки. Син. но1 употр. чаще, однако1 употр. реже, же2 употр. реже, тогда как употр. реже, хотя1 употр. реже, хоть1 употр. реже, да2, так3.
□ Ему семьдесят лет, а выглядит он максимум на пятьдесят. Дом старый, а прочный. Вид у него суровый, а сердце доброе.
2.1. противит. Употр. для соединения частей сложносочинённого предложения, одна из к-рых (следующая за союзом) излагает нечто отличное от того, что можно было бы ожидать исходя из содержания первой части. Син. но1 употр. чаще, однако1 употр. реже, же2 употр. реже.
□ Я нажал на выключатель, а свет не горит. Мы назначили встречу на пять, а он опоздал. Пошёл в магазин, а он закрыт.
2.2. противит. Употр. для соединения слов и частей сложносочинённого предложения и указывает на то, что содержание следующих за союзом слова или части предложения вносит какое-л. ограничение в содержание предыдущих слова или части, устраняет окончательность и категоричность передаваемой ими информации. Син. но1 употр. чаще, однако1 употр. реже, впрочем1.
□ День пасмурный, а дождя нет. ● 2.3. противит. Употр. для соединения слов и частей сложносочинённого предложения и указывает на то, что отрицательная в каком-л. отношении информация, о к-рой говорится до союза, компенсируется тем, о чём сообщается после него. Син. но1 употр. чаще, однако1 употр. чаще, зато употр. чаще, <но зато>. Пишет медленно, а грамотно.
3.0. противит.-уступит. Употр. для присоединения словосочетания или второй части сложносочинённого предложения и указывает на то, что действие, событие, факт и т. п., названные в них, совершаются вопреки тому, о чём говорится в предыдущей части. Син. но1 употр. чаще, однако1 употр. реже, же2 употр. реже, да2, и1 употр. реже, тем не менее2.
□ Прошло столько лет, а я всё помню. На улице мороз, а он ходит без шапки. Нас так много, а мы ничего не можем сделать.
3.1. противит.-уступит. Употр. для присоединения второй части сложносочинённого предложения и указывает на то, что её содержание отрицает правомерность того, о чём сообщается в предыдущей части. Син. но1 употр. реже, однако1 употр. реже, же2 употр. реже, <а между тем>, хотя1, хоть1, тогда как, <между тем как, в то время как>.
□ Твой приятель думает, что он талант, а он просто выскочка и посредственность.
4.0. присоед. Употр. для присоединения слов или второй части сложносочинённого предложения, к-рые сообщают о предметах, действиях, фактах и т. п., занимающих следующее или последнее место в последовательности описания, изложения. Син. же2 употр. реже.
□ За домом сад, а за садом – река. Вот здесь внизу у меня лежат журналы, немного выше – учебники и словари, а на самом верху – старинные издания. ● 4.0.1. присоед. Употр. для присоединения завершающего слова или части сложносочинённого предложения, к-рые обозначают предметы, явления, события и т. п. при их перечислении. Мы добирались до вас самолётом, поездом, автобусом, а потом пешком.
4.1. присоед., со словами, обозначающими время. Употр. для присоединения слов или второй части сложносочинённого предложения, в к-рых говорится о фактах, явлениях, событиях и т. п., наступающих после сообщённых в предыдущей части. Син. же2 употр. реже, а вот част.
□ Сначала я писал, а потом писала Наташа. Рано утром мы вышли из дома, а вернулись только к вечеру.
5.0. присоед. Употр. для присоединения слов и частей сложносочинённого предложения, содержание к-рых развивает, поясняет, продолжает предшествующее сообщение. Син. и1 употр. чаще, же2 употр. реже.
□ Я послал им телеграмму, а большего сделать не мог. Попросите у него совета, а он, конечно, не откажет вам в помощи. ● 5.0.1. присоед., в сочетании с лексическими единицами «в особенности», «особенно», «может быть», «порой», «сверх того» и т. п. Употр. для присоединения слов, словосочетаний или редко части сложносочинённого предложения, содержание к-рых является уточнением, дополнением предшествующего сообщения. Син. и1 употр. реже, же2 употр. реже. В горном походе, а в особенности при восхождении, туристы обязаны соблюдать правила безопасности. ● 5.0.2. присоед., в сочетании с лексическими единицами «особенно», «к примеру», «в частности», «прежде всего», «преимущественно» и т. п. Употр. для присоединения слов и словосочетаний, называющих предметы, признаки, действия и т. п., к-рые являются частью того, что названо предшествующими словами. Син. и1 употр. чаще, же2 употр. реже. Все, а особенно дети, были в восторге от поездки в зоопарк.
5.1. присоед. Употр. для введения в сообщение какого-л. факультативного, ассоциативного и т. п. примечания, замечания, к-рое возникает по поводу содержания этого сообщения, по ходу высказывания и т. п. Син. же2 употр. реже.
□ Я думаю, что Мухин, а он старожил здешних мест, лучше расскажет вам об истории посёлка. К началу концерта – а он начинается в семь вечера – мы обязательно успеем. Сейчас в этом здании, а это бывший клуб, выставочный зал. Весной, а весна – мое любимое время года, здесь просто чудесно.
5.2. присоед., обычно в сочетании с «это». Употр. для присоединения членов предложения или частей сложносочинённого предложения, к-рые дополнительно характеризуют или оценивают высказанное сообщение. Син. и1 употр. реже.
□ Ты мне солгал, а это плохо. Стал он искать выход из положения, а это была трудная задача. Ты решил идти в обход, а это нецелесообразно. Она сделала всё сама, а это никому не понравилось. ● 5.3. разг., присоед., в сочетании с «всё». Употр. для присоединения членов предложения, части сложносочинённого предложения и предложений, к-рые называют причину того, о чём сообщалось ранее. Син. и1 употр. реже. Ну, вот, мы опоздали. А всё из-за тебя!
|| Морф. а. Дер. сз. а вдобавок с оттенком разг. – , а ведь (См.), а ещё (См.), а именно – , а и то – , а кроме того – , а к тому же – , а между тем – , а не то разг. – , а также (См.), а то1 (См.); част. а вот (См.), а как же (См.), а ну как разг. –, а что (См.), а что если (См.). Этим. ← праслав.*a << *ōd (*ōt) – форма отложительного п. определит.-указат. мест. *о- (*е-).
А3 , мжд.
1.0. Восклицание, к-рое употр. для выражения узнавания (может произноситься протяжно, что на письме передаётся «а-а!» или «а-а-а!»).
□ Кто там? – Да это я, открой. – А, Лёня! Входи.
1.1. Восклицание, к-рое употр. для выражения радости, удовольствия при виде кого-чего-л. (обычно произносится протяжно, что на письме передаётся «а-а!» или «а-а-а!»).
□ А-а, Леонид Павлович! Как хорошо, что я вас встретил. А, сегодня, я гляжу, у нас на обед блины!
2.0. Восклицание, к-рое употр. для выражения припоминания, догадки, удивления (может произноситься протяжно, что на письме передаётся «а-а!» или «а-а-а!»).
□ А, так это вы мне звонили! Послушай, ты Мухина помнишь? – Мухина?.. А, Мухина! Леонида Павловича! Ну ещё бы!
3.0. Употр. для выражения того, что полученный от собеседника ответ вполне удовлетво- ряет спрашивающего (обычно произносится протяжно, что на письме передается «а-а!» или «а-а-а!»).
□ Почему ты так рано уходишь? – У меня завтра экзамен. – А-а! Тогда ни пуха! – К чёрту!
4.0. Восклицание, к-рое употр. для выражения досады, негодования, угрозы, злорадства (обычно произносится протяжно, что на письме передаётся «а-а!» или «а-а-а!»).
□ А-а, попался! А-а-а, ты ещё возражать мне вздумал?!
5.0. Восклицание, к-рое употр. для выражения решимости, иногда с оттенком досады (обычно произносится отрывисто).
□ А, будь что будет, позвоню и сознаюсь ей во всём!
5.1. Восклицание, к-рое употр. для выражения недовольства, досады, обречённости (обычно произносится отрывисто).
□ Папа, пойдём завтра в цирк. – А, не до цирка мне!
6.0. Крик раскаяния, отчаяния, ужаса, сильного испуга, боли (произносится протяжно, иногда повторно).
□ А-а-а! Что я наделал! Не бейте меня, больно, ааа-аа!
|| Морф. а. Дер. мжд. а ну (См.). Этим. << восходит к рефлекторному звуку «а».
А НУ, мжд., разг.
1.0. Употр. для выражения побуждения к энергичному осуществлению какого-л. действия.
□ А ну, ребята, покажем, как надо работать. А ну, давай сюда учебник, сейчас разберёмся с этим заданием. А ну, иди отсюда пока цел.
1.1. Употр. для привлечения внимания. Син. эй.
□ А ну, граждане, кому пирожки горячие, с капустой. А ну, кто видел этот фильм?
2.0. в сочетании с личн. мест. в вин. п., после к-рых могут употр. выражения «к чёрту», «к лешему» и т. п. Употр. для выражения требования не надоедать говорящему, не приставать к нему, оставить его в покое. Син. ну1 употр. чаще, <да ну2 разг.>.
□ Мы никогда на это не согласимся, правильно я говорю, Аня? – А ну тебя, не мешай заниматься.
2.1. в сочетании с личн. мест. в вин. п., после к-рых могут употр. выражения «к чёрту», «к лешему» и т. п. Употр. для выражения отрицательного отношения говорящего к кому-чему-л., нежелания иметь дело с кем-чем-л. Син. ну1 употр. чаще, <да ну2 разг.>.
□ А ну его, не хочет – не надо. А ну вас, вы просто ничего не понимаете. Ты пойдёшь завтра на собрание? – А ну его к чёрту, надоели мне эти собрания.
|| Морф. а ну. Дер. От мжд. а3 (См.), ну1 (См.).
А ТО2, част.
● 1.0. разг. Употр. в ответной реплике перед вопросительными местоимениями или наречиями для указания на то, что на данный вопрос не может быть иного ответа, кроме утвердительного. Ант. нет1. Так вы едете в город? – А то куда же. Ты с женой? – А то с кем же. ● 1.1. прост., со словами «нет», «как же» или без них. Употр. в качестве эмоционально подчёркнутого утвердительного ответа. Син. конечно2, разумеется2, само собой разумеется2, само собой2, <безусловно>, естественно3, а как же, [ну] как же, ещё бы, ну да1, <что за вопрос разг., спрашиваешь разг.>, да1. Ант. нет1. Устал? – А то нет! Целый день на ногах. И ты согласился поехать с ним? – А то! Когда ещё у меня будет возможность побывать на Урале? || Морф. а т=о. Дер. От сз. а то1 (См.).
А ВОТ, част., разг.
1.0. Употр. в начале предложения при обращении к новой теме. Син. а1.
□ Да, это интересно. А вот не могли бы вы теперь рассказать о вашей юности?
1.1. Употр. в начале предложения, содержа- ние к-рого сопоставляется с предшествующим. Син. а1.
□ В кино я не хочу, а вот в театр сходил бы с удовольствием.
1.2. Употр. для того, чтобы отвести сомнения собеседника, для выражения собственной уверенности в благополучном исходе обсуждаемого дела.
□ Наверное, у нас ничего не получится. – А вот попробуем и увидим. Разве он вернётся? – А вот посмотрим.
1.3. с повторением вопросительного слова предшествующего предложения. Употр. для выражения желания дать исчерпывающий ответ.
□ Как это он так быстро добрался? – А вот как: взял такси и прямо сюда.
|| Морф. а вот. Дер. част. а вот и (См.). От сз. а1 (См.) и част. вот (См.).
А ЕЩЁ, сз. присоед., разг.
● 1.0. Употр. для присоединения второй части сложносочинённого предложения и указывает на то, что в ней содержится дополнение или примечание к сказанному в предшествующей части. Син. <да ещё, к тому же, а к тому же, а вдобавок, а кроме того>, при этом, притом, <притом ещё>. Он поёт, играет на гитаре, а ещё пишет неплохие стихи. ● 2.0. Употр. с оттенком укоризны, иронии, осуждения для присоединения части сложносочинённого предложения или самостоятельного предложения, к-рые содержат указание на то, чему не соответствует информация, сообщаемая в предыдущей части. Такую простую задачу не можешь решить, а ещё отличник! || Морф. а ещё. Дер. От сз. а1 (См.) и нареч. ещё1 (См.).
А ЧТО, част., разг.
1.0. Употр. в качестве ответной реплики в тех случаях, когда говорящий, не вполне понимая, с какой целью ему задаётся вопрос, хочет побудить собеседника к продолжению высказывания.
□ Вы скоро уходите? – А что, я вам надоел? Не пора ли собираться? – А что, уже поздно? Вы читали эту книгу? – Нет, а что?
2.0. Употр. для привлечения внимания к последующему вопросу.
□ А что, вы действительно об этом ничего не знаете? А что, Мухин ещё не вернулся из командировки?
2.1. Употр. для привлечения внимания к последующему предложению что-л. сделать.
□ А что, пойдём завтра в театр.
2.2. Употр. перед предложением, выражающим согласие что-л. сделать и указывает на решимость говорящего.
□ Вы не попробуете починить наш телевизор? – А что, пожалуй, попробую. Прыгнешь с этого обрыва, слабо? – А что, и прыгну!
|| Морф. а чт=о. Дер. От сз. а1 (См.) и част. что3 (См.).
А ВЕДЬ, сз., разг.
1.0. противит.-уступит. Употр. для присоединения слова или второй части сложносочинённого предложения и указывает на то, что её содержание находится в разительном противоречии с содержанием предшествующей части. Син. хотя1, хоть1, <а между тем>.
□ Он прекрасно выглядит, а ведь ему семьдесят лет. Мы не чувствуем себя усталыми, а ведь мы шли целый день. ● 2.0. присоед. Употр. для соединения частей сложносочинённого предложения и указывает на то, что содержание второй части, следующей за союзом, представляет собой комментарий, оценку содержания первой части. Она идёт в этот поход без всякой подготовки, а ведь это опасно.
|| Морф. а ведь. Дер. От сз. а1 (См.) и част. ведь2 (См.).