ПСИХОАНАЛИЗ (от греч. psyche – душа + анализ). 1. Метод психотерапии, предложенный З. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов. 2. Психологическое учение, базирующееся на концепции Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики. Начиная с 20-х гг. XX в. П. стал оказывать влияние на развитие педагогической мысли. Считалось, что цель воспитания заключается в выявлении природы глубинных бессознательных мотивовповедения ребенка. В России в 1910–14 гг. выходил журнал «Психотерапия», в 1921 г. было основано Русское психоаналитическое общество, а также Психоаналитический институт, при котором был открыт экспериментальный детский сад, использовавший в воспитании прикладные аспекты П. В работе общества принимали участие П. П. Блонский, А. Р. Лурия, С. Т. Шацкий и др. В начале 30-х гг. начались гонения на П., книги психоаналитической ориентации были изъяты из библиотек. Лишь в конце 80-х гг. было возобновлены исследования в области П., в Петербурге создан Психоаналитический институт, с 1992 г. издается журнал «Российский психоаналитический вестник». В психолингвистикеи лингводидактикеидеи П. нашли применение в исследовании влияния сферы бессознательного на сознательное поведение, в частности, при обучении языку с использованием интенсивных методов(погружения, активизации), включающих в систему занятий элементы релаксации, внушения и игры. См. также релаксопедия, суггестия.