ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА. Описание языковой системы(в первую очередь – грамматической), содержащее сведения, которые необходимы для обучения языку как неродному. П. г. находится в одном ряду с другими прикладными описаниями языка (школьной грамматикой, компьютерной лингвистикой, структурно-системным описанием и др.). В отличие от других описаний, и в первую очередь от структурно-системного, или формального описания. содержит сведения о правилах выбора грамматической формы и способах понимания многозначных языковых единиц. Описание единиц и способов их употребления в речи в П. г. должно быть достаточно ясным и ориентированным не только на понимание, но и на говорение, т. е. на активную речевую деятельность. Меняется и масштаб описываемых явлений. Лингвопедагогическое описание языка должно учитывать особенности фрагментов текста, больших, чем предложение, а также текстов в целом (в этом связь П. г. с лингвистикой текста). Наконец, в правилах, предназначенных для обучения неродному языку, должны также отражаться особенности не только речевой, но и мыслительной деятельности человека: учитываться возможные выводы, которые делает слушающий, ассоциации, вызываемые словами, – т. е. должно отражаться то, что изучает когнитивная лингвистика. В настоящее время опубликован целый ряд педагогических (практических) грамматик для изучающих русский язык как иностранный (Милославский, 1987).
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо, подписка оформлена. Будем держать вас в курсе!
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия