Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 778 результатов

Словари

Глагол, совершенный вид, переходный
1.
(что (чем) Скрепить что-либо разъединённое или отдельное, соединяя концы и завязывая их узлом).
2.
Вязать (что) Изготовить что-либо, привязывая концами друг к другу или посредством вязки.
Всё об этом слове
Глагол, несовершенный вид, непереходный
1.
Увязнуть
Всё об этом слове
Глагол, совершенный вид, переходный
1.
(что) разговорное Связать вместе, упаковать.
Обвязать кругом (для скрепления).
2.
(что с чем) Согласовать, соотнести, установить связь, взаимоотношение между чем-либо.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Здравствуйте. Скажите, с каким словом правильнее связать причастие: "меры социальной поддержки, предоставляемые(ой) за счет средств бюджета" - с мерами или с поддержкой? И можно ли вообще "предоставлять меры"?

Предоставляют поддержку, поэтому верно: меры социальной поддержки, предоставляемой за счет средств бюджета.

22 марта 2017
Страница ответа
Здравствуйте. Столкнулась с необычным знаком препинания: , - (запятая и тире). Информацию о его употреблении в современной литературе не нашла. Единственное появление мною зафиксировано у Розенталя, таким образом: §113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении и в периоде Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам (Крылов); Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, – мы этого не знаем (Добролюбов); 2) перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное) или дальнейшую часть того же предложения, например: Могло ли не отразиться в литературе это новое общественное движение, – в литературе, которая всегда бывает выражением общества! (Белинский); Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках (Л. Толстой); Жизнь его, начавшаяся (в воспоминаниях так чудесно) громадной церковной папертью... и голосом мамы, в котором тысячу раз блестел кремнистый путь и звезда говорила со звездой, – эта жизнь с каждым своим часом наполнялась новым, всё новым значением (Катаев); 3) в художественной речи в периоде (см. §219, Виды синтаксического повтора, п. 3) (значительном по объему предложении, чаще всего сложноподчиненном, которое делится паузой на две части – повышение и понижение) между его частями, например: Человек принимается за сочинение стихотворения по разным соображениям: чтоб завоевать сердце возлюбленной, чтоб выразить свое отношение к окружающей его реальности, будь то пейзаж или государство, чтобы запечатлеть душевное состояние, в котором он в данный момент находится, чтобы оставить след на земле, – ради этого берется за перо (Иосиф Бродский). Внутри частей периода, если они значительно распространены, в художественной речи ставится точка с запятой. Реже между частями (членами) периода ставятся запятые, например: Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный среди воздуха на одном месте, и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, – так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку (Гоголь). Уточните, пожалуйста, насколько вообще актуален этот знак препинания, не заменяется ли он в наше время просто тире или запятой. Насколько можно верить Розенталю в этом правиле?

Полным академическим справочником «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина (М., 2006 и более поздние издания) предусмотрена постановка запятой и тире как единого знака в сложноподчиненном предложении, если предложение построено в виде периода, который делится на две части — произнесенные с повышением и понижением тона (запятая и тире ставятся на месте деления): Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись, если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры, — то, значит, есть в березах движение, и нечего портить березу (Пришв.). В таких предложениях главная часть часто имеет обобщающий характер и завершает перечисление впереди стоящих придаточных: Когда я оказывалась в лоне одесского семейства, когда слушала Микину скрипку, когда, плывя на спине, смотрела в глубокое небо, — всё становилось на свои места (Зерн.); Что горько мне, что тяжко было и что внушало прибыль сил, с чем жизнь справляться торопила, — я всё сюда и заносил (Тв.). О том, что этот знак в настоящее время утратил актуальность, в справочнике не говорится, иными словами, такая пунктуация отвечает и современной письменной норме.

А вот два других случая употребления запятой и тире как единого знака в справочнике отмечены как устаревшие. Это запятая и тире между частями сложносочиненного предложения: На очереди были полицейские пункты, — и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.), а также выделение этим знаком вставных конструкций: Вы садитесь в коляску, — это так приятно после вагона, — и катите по степной дороге (Ч.).

Здравствуйте! Можно ли написать "недикая" вместе, если это не отрицание? Например, Моя недикая орхидея. Я хотела так описать мой домашний цветок и связать с фильмом "Дикая орхидея"

Корректно: моя недикая орхидея.

30 августа 2017
Страница ответа
с каким историческим событием можно связать пословицу "Погибоше яко обре"
Как правильно составить предложение, расставить и связать слова в предложении: Просим поменять в связи с поломкой кресла неисправное кресло на исправное на рабочем месте Иванова И.И.

Корректно: В связи с поломкой просим поменять кресло И. И. Иванова.

1 октября 2008
Страница ответа
Можно ли связать частое употребление в интернете слова "фулл" с нездоровым интересом самих пользователей к шок-контенту? Довольно часто это слово можно встретить в комментариях в соцсетях, когда кто-то из пользователей в комментариях хочет посмотреть полное видео без цензуры, а именно когда что-то на фото или видео замазано

Справочная служба не проводит социолингвистических исследований.

16 июля 2024
Страница ответа
1. Правильно ли расставлены знаки препинания? В жизни каждого человека есть два основополагающих момента, связанных с профессиональным самоопределением,: первый - когда в юном возрасте он решает, кем ему быть, с какой профессией связать свою жизнь, и второй - когда, в процессе включения в работу или непосредственно через несколько лет, понимает, правильный выбор он сделал когда-то или нет.

Корректная пунктуация: В жизни каждого человека есть два основополагающих момента, связанных с профессиональным самоопределением: первый — когда в юном возрасте он решает, кем ему быть, с какой профессией связать свою жизнь, и второй — когда в процессе включения в работу или непосредственно через несколько лет понимает, правильный выбор он сделал когда-то или нет.

В предложениях типа "Рассказываем, как связать шапку и почему нужно нужно носить шарф" запятая между "связать" и "носить" вроде бы не ставится, так как есть обобщающее слово. Вопрос: если такие предложения сокращены, например: "Как связать шапку и почему нужно носить шарф", запятая ставится?

В предложении Как связать шапку и почему нужно носить шарф запятая не ставится. 

10 ноября 2024
Страница ответа

Журнал

Исследователи расшифровали «язык» морских окуней

В последние годы благодаря развитию технологий нам удается узнать больше о коммуникации живых существ — от обезьян до птиц. В новом исследовании специалисты разобрались в том, как общаются между собой рыбы — красные груперы из семейства каменных окуней. Многие виды рыб используют звуки, но связать конкретный сигнал с определенным социальным поведением раньше было трудно. В новой работе научная группа из США и Пуэрто-Рико ...

...Многие виды рыб используют звуки, но связать конкретный...

Нейросеть выучилась понимать язык без использования текстовых данных

Большие языковые модели — нейросети, способные порождать тексты на естественном языке, — обычно обучаются на текстах. Ключевое отличие обучения таких программ от обучения людей заключается в том, что люди овладевают языком, не прибегая к использованию таких колоссальных объемов однородных данных. При этом программы еще и допускают нелепые (с нашей точки зрения) ошибки. Один из альтернативных подходов — позволить машинам учиться так, как учатся ...

...mdash; модель сама «догадывалась», как связать...

Проект «Слово Толстого» представил цифровую хронику жизни писателя

Проект «Слово Толстого» — цифровой путеводитель по наследию писателя. Это справочно-информационная платформа, созданная на основе девяностотомного собрания сочинений Льва Толстого, которая дает пользователю возможность проводить поиск по огромному корпусу текстов писателя, предоставляет справочные материалы как для специалистов, так и для широкого круга читателей. 19 ноября 2024 года проект презентовал цифровую хронику жизни Льва Толстого, основанную на ...

..., и даты писем и дневников, чтобы потом связать...

Могут ли нейросети написать «Войну и мир» и куда они заведут человечество

Есть ли у нейросетей шанс написать хороший художественный текст? Этому вопросу посвящена лекция кандидата филологических наук, заведующего отделом прикладной лингвистики Института языкознания РАН Дмитрия Коломацкого. А доктор физико-математических наук, профессор РАН и руководитель лаборатории в Институте ИИ МГУ Константин Воронцов рассказал о том, как людям пройти сингулярность, оставаясь умнее машин. Оба выступления прошли в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030». 

...Есть ли у нейросетей шанс написать хороший художественный...

...nbsp;отличие от человека ИИ не способен связать...

Как лучше описывать разговорную лексику в словарях

В новом номере журнала «Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова» несколько статей посвящены проблемам словарного описания разговорных лексических единиц: компрессивов, региональной и диалектной лексики, слов, сопровождаемых жестами, разговорных феминитивов. 

...В новом номере журнала «Труды Института...

...фиксировались) в изолированном употреблении невозможно связать...

Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Прошел уже почти год после обновления портала, и мы решили поговорить с нашими пользователями об их впечатлениях: расспросить их, как они взаимодействуют с Грамотой, что им нравится, что раздражает, а что, наоборот, полезно и удобно. Мы благодарны всем ответившим: нам было важно узнать мнение тех, для кого мы работаем. 

...Прошел уже почти год после обновления портала, и ...

...nbsp; По образованию я литературовед и хотела связать...

Фонетист Дмитрий Савинов: «Нет универсального алгоритма обучения орфоэпии»

В издательстве «Грамота» вышел школьный «Словарь трудностей русского произношения». Он поможет ученикам 5–11-х классов правильно произносить те слова, которые включены в школьную программу и часто встречаются в их речевой практике. О том, каким законам подчиняется развитие звуковой стороны языка и какие задачи решает новый словарь, мы поговорили с одним из его авторов, доктором филологических наук, ведущим научным сотрудником отдела фонетики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Дмитрием Савиновым. 

...В издательстве «Грамота» вышел школьный...

...то на окончание (замерзли ру́ки и но́ги, но связать...

О некоторых лингвистических проблемах, связанных с цитацией

Заметки Бориса Самойловича Шварцкопфа посвящены цитации как лингвистическому явлению, связанному с закономерностями функционирования языка. Автор рассматривает на многочисленных литературных и публицистических примерах виды цитат, их роль в тексте, особенности их оформления.

...Заметки Бориса Самойловича Шварцкопфа посвящены...

...Часть I  Закономерна ли постановка вопроса, заключенного...

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Когда ребенок учится читать, родители обычно покупают ему азбуку. Но есть другой способ познакомить его с буквами. В книжках, которые мы выбрали для этого обзора, буквы и другие графические знаки действуют как полноценные персонажи. Эти истории учат более глубокому пониманию роли текста в окружающем человека пространстве. Ведь даже в одной точке может содержаться целая вселенная.

...Когда ребенок учится читать, родители обычно покупают...

...Когда Аяэль додумался связать предметы и звуки...

Григорий Крейдлин: «Увидеть, как связаны единицы мира и единицы языка»

Русский язык не только вещь в себе, но и вещь в нас и вокруг нас. Меня давно уже интересует проблема взаимодействия русского языка с языками наук, языками искусств и разными видами человеческой деятельности.

...Русский язык не только вещь в себе, но и ...

...Недавно мы с Георгием Борисовичем Шабатом1 закончили...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше