№ 322950
Здравствуйте! Подскажите как правильно написать. Слово итак в предложении. Мы итак мало пишем сейчас. Слитно или раздельно
ответ
В таком контексте правильным написанием будет раздельное: Мы и так мало пишем сейчас. Частица и так синонимична сочетанию и без того.
27 апреля 2025
№ 322766
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед «и так далее» в данном предложении: Здесь уже другой пример, какие программы мы взяли «на посмотреть», и так далее.
ответ
Предложение не вполне понятно без контекста.
12 апреля 2025
№ 322695
Добрый день! Как будет правильно: слово начинается на букву «А» (А , «а»)?
ответ
Название буквы можно выделить любым способом, главное — выделить:
- начинается на букву А
- начинается на букву «а»
- начинается на букву а
- начинается на букву а
И так далее.
Для обычного печатного текста выделение курсивом или кавычками будет предпочтительным.
4 апреля 2025
№ 322378
Не хочу умереть, не увидев океан или океана? Можно и так и так?
ответ
В таких случаях при глаголах восприятия нужен родительный падеж: Не хочу умереть, не увидев океана. Если речь идет о конкретном океане, то более естественной будет форма винительного падежа: Не хочу умереть, не увидев Тихий океан. О принципах выбора между формами родительного и винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием см. «Письмовник».
9 марта 2025
№ 322177
Дихотомия добро/зло, оппозиция «мужское — женское», проблема дешево VS качественно… Работая над текстами, встречал кучу вариантов — с кавычками, косыми чертами и так далее. Какой способ оформления подобных конструкций вы считаете наиболее удачным?
ответ
Нам представляется наиболее корректным оформление типа оппозиция «мужское — женское».
24 февраля 2025
№ 321414
Здравствуйте, Грамота! Сталкиваюсь с проблемой, что люди недооценивают значимость правил оформления текста в русском языке. Как бы вы объяснили принципиальность постановки «кавычек-ёлочек» и различия между тире и дефисом людям, которые придерживаются мнения: «И так всё понятно, а это всё — лишняя морока». Какие есть объективные причины для соблюдения этих правил? Благодарю.
ответ
Объективная причина всегда одна: знаки препинания (в том числе кавычки разного вида, тире и дефис) служат своего рода кодом, при помощи которого пишущий стремится зафиксировать на письме свою мысль таким образом, чтобы максимально точно донести ее до читателя. О том же Чехов говорил, что знаки препинания служат нотами при чтении. Хрестоматийные примеры: казнить нельзя помиловать, поставить статую золотую пику держащую и т. п. Ср. Наташина подруга — отличница и Наташина подруга-отличница. В первом случае перед нами предложение, а во втором только словосочетание.
26 января 2025
№ 321377
Здравствуйте. Допустимо ли использование ремарок в скобках внутри авторской речи в диалогах и прямой речи? И как лучше их оформить?
А если авторский текст представляет собой только одну ремарку в скобках?
Сомневаюсь в использовании конструкций типа:
- П (А).
- П. (А.)
- П. - (А.)
Или лучше выделить ремарку отдельно (отдельной строкой):
- П.
(А.)
ответ
И ремарки, и так называемая авторская речь — это высказывания автора, сопровождающие прямую речь персонажа, так что имеет смысл говорить только о соотношении ремарок и прямой речи, авторской и прямой речи, но не о соотношении ремарок и авторской речи. В параграфе 158 полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина приводится пример авторской ремарки внутри прямой речи: Я не понимаю теперь: кто чужой в этом городе, — мы или они? (Он кивнул на балкон особняка.) Нас не хотят больше слушать (А. Т.).
26 января 2025
№ 321330
Осведомлён или освЕдомлен, и если и так, и так правильно, почему?
ответ
24 января 2025
№ 321228
здравствуйте!
Этот камерный зал, используемый сейчас преимущественно в учебных целях, до ноября 2007 года назывался Белым залом.
В этом предложении нужно заменить причастие «используемый» на «использующийся»? Или верно и так, и так? Подскажите, пожалуйста
ответ
22 января 2025
№ 321092
Здравствуйте. В словаре https://gramota.ru/meta/nevalyashka слово «неваляшка» склоняется по модели неодушевлённого существительного (вижу неваляшки), а в школьном курсе https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/russkij-yazyk-kratkij-teoreticheskij-kurs-dlya-shkolnikov/odushevlennye-i-neodushevlennye-imena-sushchestvitelnye оно одушевлённое («вижу неваляшек»). Это где-то ошибка или можно и так, и так?
Спасибо!
ответ
Спасибо Вам за внимательность! Это одушевленное существительное: вижу неваляшек. Информацию в метасловаре мы поправим.
17 января 2025