Уважаемые господа!
Согласно словарям сайта грамота.ру слово "чудо-юдо" - среднего рода. Кто бы сомневался?! Следовательно, "чудо-юдо девятиголовое въехало на калиновый мост".
Но вот берём книгу "Русские народные сказки" (Выпуск 5, 2005 г.) издательства Омега и читаем, например, на двенадцатой странице: "Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - подъезжает чудо-юдо девятиголовое (ср. р.). Только на калиновый мост въехал (м. р.) - конь под ним встрепенулся, ...". На четырнадцатой странице: "А чудо-юдо ударил (м. р.) - по колени Ивана в сырую землю вогнал (м. р.)". И так далее на протяжении всей сказки: согласованные определения - в среднем роде, а сказуемое - в мужском.
Разве допустим такой тип согласования?
Возможно, издателей смутило то, что в этой сказке присутствуют "чудо-юдовы жёны", но ведь род слова "чудо-юдо" от этого не меняется!
Как образуется множественное число слова "чудо-юдо"?
Заранее признателен за ответ.
Согласно словарям сайта грамота.ру слово "чудо-юдо" - среднего рода. Кто бы сомневался?! Следовательно, "чудо-юдо девятиголовое въехало на калиновый мост".
Но вот берём книгу "Русские народные сказки" (Выпуск 5, 2005 г.) издательства Омега и читаем, например, на двенадцатой странице: "Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - подъезжает чудо-юдо девятиголовое (ср. р.). Только на калиновый мост въехал (м. р.) - конь под ним встрепенулся, ...". На четырнадцатой странице: "А чудо-юдо ударил (м. р.) - по колени Ивана в сырую землю вогнал (м. р.)". И так далее на протяжении всей сказки: согласованные определения - в среднем роде, а сказуемое - в мужском.
Разве допустим такой тип согласования?
Возможно, издателей смутило то, что в этой сказке присутствуют "чудо-юдовы жёны", но ведь род слова "чудо-юдо" от этого не меняется!
Как образуется множественное число слова "чудо-юдо"?
Заранее признателен за ответ.
Дело в том, что грамматический род не равен буквально биологическому полу. Чудо-юдо, оставаясь существительным среднего рода, отождествляется с существом мужского пола. В этом нет ничего странного.
Форма мн. ч. (чуды-юды) неупотребительна.
Последние ответы справочной службы
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой частью речи являются слова ДРУГОЙ, МЕСТАМИ, РОВНО и ГЛАДКО, ПОЧТИ, ВЕЗДЕ, ОДИНАКОВА в пр-ии: "Извилистые берега её обрастают МЕСТАМИ лозняком, вербою и ольхой, а местами осокой и ДРУГИМИ береговыми травами; дно её РОВНО и ГЛАДКО, и глубина ПОЧТИ ВЕЗДЕ ОДИНАКОВА."
Другими — местоимение; местами, почти, везде — наречия; ровно, гладко, одинакова — прилагательные.
Страница ответаЕсть ли слова ШЛЁПАНЦЫ единственное число? И какого рода будет это слово в единственном числе?
Да, есть. В большинстве словарей приводится слово мужского рода — шлепанец.
Страница ответаЗдравствуйте. Уточнения к вопросу № 325301 (фразеологизм «зарубить на носу»). В ответе вы мне сообщили, что никаких достоверных свидетельств того, что слово нос в древности имело значение ‘бирка с зарубками’, не существует. Но этимологию этого выражения я прочла на вашем портале в «Справочнике по фразеологии»:
«Зарубить на носу – запомнить крепко, навсегда. Согласно наиболее распространенной версии, нос в этом выражении – производное от глагола носить. Носом называли то, что носили при себе, бирку, на которой ставили зарубки для учета работы, долгов и т. п. На Руси такую дощечку раскалывали и одну половинку отдавали должнику».
Разъясните, пожалуйста. И расскажите истинную история фразеологизма «зарубить на носу», потому что во всех словарях написано одно и то же.
Мы уже ответили на этот вопрос. См. ответ на вопрос 325307.
Страница ответа