Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 8 словарных статей
Точных совпадений не найдено, показываем близкие результаты
чтение

ЧТЕНИ|Е, -я, род. мн. чтений, ср., нд., II г.

1.0. зд. ед. Действие по знач. глаг. читать, прочитать и прочесть 1.0., т. е. преобразование чего-л. написанного с помощью букв, иероглифов и т. п. в осмысленные звуковые последовательности с их произнесением или воспроизведением про себя, а ткж. весь процесс восприятия, понимания и переработки информации, содержащейся в письменном тексте, как вид речевой деятельности.

Громкое (тихое, быстрое, беглое, медленное, внимательное, вдумчивое, поверхностное, выразительное, правильное, самостоятельное, зрелое, [не]подготовленное, [бес]переводное, просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее, аналитическое, реферативное …) чтение. Чтение Лены … о том, кто читает; чтение букв (слов, текста …) о том, что читается. Чтение по слогам (по складам). Чтение вслух (про себя, шёпотом …). Чтение на каком-л. языке … Чтение со словарём, без словаря. Роль (цель, мотивация спец., процесс, психологические механизмы спец., какие-л. особенности, виды, техника, приёмы, правила, навыки, качество, скорость, беглость, значение …) чтения. Обучение … чтению. Контроль … за чтением. Требования … к чтению. Установка спец.на чтение. Контролировать … чтение. Обучать … чтению. Совершенствоваться (упражняться несов. …) в чтении. Приступать … к чтению. Опираться на что-л. (что-л. происходит …) при чтении. □ Скорость чтения в этом возрасте могла бы быть и повыше, как вы думаете? При ознакомительном чтении текст читается целиком в быстром темпе.

1.1. Такой вид речевой деятельности как учебный предмет, а ткж. занятие, урок по этому предмету.

Классное (домашнее …) чтение. Текст (книга …) для чтения. Отметка (оценка …) за чтение. Урок (занятия, упражнения, отметка, оценка, зачёт, книга, пособие …) по чтению. Преподавать зд. несов. (вести несов. …) чтение. Получить отметку … за чтение. Готовиться … к чтению. Опоздать … на чтение. Сидеть несов.на чтении. □ Сейчас для вашего ребёнка главные предметы – это чтение и письмо, с математикой у него проблем нет.

1.2. зд. ед. Действие по знач. глаг. читать, прочитать и прочесть 1.1., т. е. извлечение информации из какого-л. произведения письменной речи, ознакомление с каким-л. продуктом словесности, предъявленным в письменной форме.

Познавательное … чтение. Чтение книг (романа, статьи, газеты, детективов, Пушкина, «Войны и мира» …). Круг … чтения. Увлечение … чтением. Время … для чтения. Привычка … к чтению. Любить несов.чтение. Увлекаться … чтением. Углубиться … в чтение чего-л. Застать кого-л. … за чтением [кого-чего-л.]. Приучить кого-л. … к чтению. Тратить сколько-л. времени … на чтение. Чтение помогает кому-л. в чём-л. … □ Ты слишком много времени посвящаешь чтению детективов. Он просто не мыслит себе жизни без чтения. На чтение этого романа он потратил целый месяц. Чтение лёжа вредно для глаз. ● 1.2.1. зд. ед. Произведение письменной речи, читаемый текст. Серьёзное ч. Увлекательное ч. Послушай, дай мне в дорогу какое-нибудь лёгкое ч. ● 2.0. зд. ед. Действие по знач. глаг. читать, прочитать и прочесть 2.0., т. е. распознание данных в памяти компьютера и выполнение над ними каких-л. действий. Ч. файлов с компакт-диска. ● 3.0. зд. ед. Действие по знач. глаг. читать, прочитать и прочесть 3.0., т. е. восприятие, понимание и использование каких-л. обозначений, знаков, символов. Ч. географической карты. Ч. нот. Обучить кого-л. чтению электросхем. ● 4.0. зд. ед. Действие по знач. глаг. читать, прочитать и прочесть 5.0., т. е. предъявление слушателям какого-л. художественного произведения или отрывка из него посредством выразительного произнесения его текста.   Син. <декламация>. Выступать с чтением стихов. ● 5.0. зд. ед. Действие по знач. глаг. читать, прочитать и прочесть 6.0., т. е. произнесение чего-л. строгим тоном с целью поучения, наставления, выговора и т. п. Ч. нотаций. Ч. нравоучений. ● 6.0. зд. ед. Действие по знач. глаг. читать, прочитать и прочесть 7.0., т. е. устное изложение перед аудиторией каких-л. сведений (как правило, в систематизированном виде); такое изложение (в высших учебных и средних специальных учебных заведениях) в виде лекционного курса по какому-л. предмету. Выступить с чтением лекции где-л. Ч. доклада. Ч. курса лекций. ● 6.1. зд. мн. Цикл лекций или докладов, посвящённый какому-л. кругу вопросов и обычно организуемый в память какого-л. выдающегося деятеля, какого-л. события и т. п.; научное собрание (конференция, симпозиум и т. п.), в рамках к-рого происходит представление таких докладов, лекций. Пушкинские ч. Виноградовские ч. Оргкомитет каких-л. чтений. Тема каких-л. чтений. Послать тезисы на какие-л. ч. Выступить на каких-л. чтениях. ● 7.0. зд. мн. Каждое из нескольких обсуждений какого-л. законопроекта в законодательном органе. Этот закон принят Госдумой во втором чтении.

  Чтение – [вот] лучшее учение погов. – о пользе чтения в образовании человека.

|| Морф. чт=ениj-е. Дер. сущ. разночтение ср. –. От глаг. читать (См.).

чтение
ЧТЕНИЕ, -я; ср. 1. к Читать (1-5 зн.). Беглое ч. Ч. чертежей. Курсорное ч. (метод обучения беглому чтению текстов на иностранных языках). Принять закон во втором чтении (после обсуждения во второй раз). Выступать с чтением классических произведений (заниматься декламацией). 2. То, что читают, читаемый текст (обычно о художественной прозе). Интересное ч. Взять ч. в поездку. Домашнее ч. (вид дополнительного учебного задания). 3. мн.: чтения, -ний. Цикл докладов или лекций в память о выдающемся деятеле. Ломоносовские чтения. Пушкинские чтения.
чтение
ЧТЕНИЕ. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей обучения языкам – формирование умения в процессе Ч. извлекать информацию из графически зафиксированного текста, что позволяет активно использовать изучаемый язык в различных видах деятельности. С психологической точки зрения Ч. представляет собой процесс, состоящий из техники Ч. и понимания при Ч. Понимание при Ч. соотносится с техникой Ч. как цель и средство. Понимание при Ч. есть процесс проникновения в содержание текста путем установления между его элементами связей, один из видов мыслительной деятельности человека. Читающий не просто извлекает готовую информацию, он сравнивает значение читаемого со своим опытом, имеющейся информацией и знаниями. Установлены следующие факторы, влияющие на понимание при Ч.: информационная насыщенность, композиционно-логическая структура текста, языковая реализация и выраженность логической, эмоциональной и др. информации текста, степень приближения лексики, грамматики и стиля речи читающего к лексике, грамматике и стилю текста; организация направленности внимания при восприятии текста; индивидуально-психологические особенности читающего. В методике выделение видов обучающего Ч. производится: а) на основе психологической установки (аналитическое и синтетическое Ч.); б) по степени участия родного языка в понимании читаемого (беспереводное и переводное Ч.); в) по степени помощи учащемуся (подготовленное и неподготовленное Ч.,. со словарем,. без словаря); г) по форме организации учебной работы (индивидуальное и фронтальное, классное и домашнее Ч.); д) по целевой направленности и характеру протекания процесса (просмотровое, поисковое, ознакомительное, реферативное и изучающее Ч.).
ознакомительное чтение
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что чтение с общим охватом содержания. Вид чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Вид коммуникативного чтения с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте (Фоломкина, 1987). При О. ч. отсутствует установка на получение какой-л. определенной информации – предметом внимания читающего становится все произведение (книга, статья и т. п.). Так обычно читают художественные произведения, когда они не являются предметом специального изучения. При О. ч. намеренное внимание к языковым составляющим текста исключается. Для осуществления целей О. ч. бывает достаточным понимание уже 70% текста, если в остальные 30% не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания. В соответствии с этим должны строиться и методические приемы обучения О. ч., определяться задачи контроля. При О. ч. текст читается полностью («сплошное чтение») в среднем темпе речи носителей языка. При владении О. ч. предполагается сформированность умений определять тему текста, выделять в нем основную мысль, выбирать главные факты по теме, опуская в процессе чтения второстепенные. В процессе обучения О. ч. учащиеся прогнозируют содержание текста по заглавию, его началу, выделяют в тексте смысловые вехи, стремятся догадаться о значении ключевых слов и обходить незнакомые слова, не препятствующие пониманию основного содержания. О. ч. может предшествовать установка на последующую передачу содержания текста в виде его устного или письменного изложения. Для О. ч. обычно предлагаются большие по объему тексты, рассчитанные на самостоятельную работу с текстом. На аудиторном же занятии проводится обсуждение прочитанного и оценка работы учащихся. Ознакомительному чтению обычно предшествует изучающее чтение. Ср. поисковое чтение, просмотровое чтение, изучающее чтение.
чтение дискурсивное
ЧТЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ. См. дискурсивное чтение.
чтение критическое
ЧТЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ См. критическое чтение.
чтение переводное
ЧТЕНИЕ ПЕРЕВОДНОЕ. См. переводное чтение.

Словари

Существительное, средний род, 2-е склонение
ед. число творительныйчте́нием
Все формы слова
1.
Читать
2.
То, что читают, читаемый текст.
Всё об этом слове
Существительное, средний род, 2-е склонение
1.
Учить Учиться
2.
уче́ния, -ий. Учебные занятия отдельных войсковых подразделений в армии, авиации и флоте.
Всё об этом слове
Метасловарь
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!