ПРОГРАММИРОВАНИ|Е [м’], -я, только ед., ср., нд., II г.
1.0. Теоретическая и практическая деятельность по созданию компьютерных программ, а ткж. раздел прикладной математики, изучающий методы, приёмы и средства создания, проверки и совершенствования таких программ.
Теоретическое (практическое, аналитическое, системное, структурное, функциональное, автоматное, прикладное, процедурное, сетевое, объектно ориентированное, проблемно ориентированное, сложное, профессиональное …) программирование. Программирование каких-л. операций (сайтов, веб-приложений, компьютерных игр …). Программирование в какой-л. среде (в Delphi …). Программирование для персональных компьютеров (для мобильных устройств …). Программирование на каком-л. языке (на Java, на Pascal …). Область (принципы, методы, способы, приёмы, технология, средства, язык, стиль, процесс, автоматизация, азы …) программирования. Обучение … программированию. Исследование (монография, диссертация, олимпиада …) по программированию. Развивать (освоить …) программирование. Заниматься (увлекаться …) программированием. Быть несов. специалистом (работать несов. …) в области программирования. Программирование состоит несов. в чём-л. (развивается зд. несов. [в каком-л. направлении] …). □ Статья посвящена программированию в среде Delphi. Наиболее типичными в языках программирования являются операторы присваивания перехода, цикла, процедуры ввода-вывода и нек. др.
1.1. Такой раздел прикладной математики как учебная дисциплина.
Преподаватель (кафедра, курс …) программирования. Учебная программа (учебник, учебное пособие, лекция, контрольная работа, экзамен, зачёт, какая-л. оценка …) по программированию. Преподавать (читать, сдавать, принимать …) программирование. Отставать (получить что-л., сдавать экзамен …) по программированию. Программирование [не] даётся несов. кому-л. … □ Лекции по программированию читает у нас профессор Петров. ● 1.1.1. разг. Урок, занятие, на к-ром изучается эта учебная дисциплина. Прогулять п. Отпустить кого-л. с программирования. ● 1.1.2. разг. Учебник, учебное пособие, в к-ром излагается эта учебная дисциплина. Листать п. ● 2.0. Целенаправленное, основанное на использовании специально разработанных техник воздействие на людей с целью изменения их поведения, формирования у них определённого отношения к кому-чему-л. Мировоззренческое п. Идеологическое п. Нейролингвистическое п.
|| Морф. программ=ирова=ниj-е. Дер. сущ. веб-|программирование ср., информ. – , интернет-|программирование ср., информ. – . От глаг. программировать несов. (<< программа См.) – .
ПРОГРАММИРОВАНИЕ, -я, ср. Область прикладной математики и вычислительной техники, изучающая и разрабатывающая методы и средства составления, проверки и улучшения программ (задач, заданных на машинном языке) для электронно-вычислительных машин. Программирование как наука появилось в России в середине ХХ в.
1) наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели; 2) расчлененность изучаемого материала и деятельности участников обучения на небольшие порции (шаги); 3) возможность получения информации о выполнении обучаемым каждого шага (наличие оперативной обратной связи, сигнализирующей о правильности прохождения шагов, и использование ее для коррекции учебной деятельности); 4) особая организация учебного процесса, при которой преподаватель не только осуществляет контроль за работой учащихся, но и оказывает помощь на основе данных выборочного контроля; 5) использование в ходе обучения специальных программированных учебных пособий и технических средств (обучающих машин и персональных компьютеров). Главным среди названных признаков П. о. следует считать наличие алгоритма учебной работы, т. е. строго регламентированной системы действий, выполнение которых ведет к решению поставленной задачи. Именно наличие алгоритма учебной работы делает обучение программированным, так как при этом обеспечивается деление учебного процесса на шаги и осуществление оперативной обратной связи. Несмотря на разногласия в определении П. о., цель его использования при обучении языку трактуется достаточно однозначно: оптимизация управления процессом усвоения знаний и формирования речевых навыков и умений. Наибольшие достижения применения П. о. на занятиях по языку связаны с пошаговым предъявлением информации и формированием речевых навыков. В ходе развития речевых умений (когда речевые действия обучающихся носят творческий характер) алгоритмизация учебного процесса затруднена и не всегда является необходимой.
Термин П. о. возник в 50-е гг. в США. Основанное на психологической теории бихевиоризма П. о. долгое время развивалось исключительно в русле этой теории. В 60-е гг. получила распространение так называемая антитеоретическая концепция П. о. П. Краудера, создателя разветвленной обучающей программы (противопоставляемой линейным обучающим программам Б. Скиннера и его последователей). В России П. о. стало предметом пристального изучения в середине 60-х гг. В своем развитии оно опиралось на теорию деятельности, предложенную российскими психологами (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). В методике интерес к П. о. был вызван поисками путей индивидуализации обучения, стимулирования познавательной активности учащихся. П. о. иностранным языкам развивалось в трех направлениях: а) создавались программированные учебники и учебные пособия, рассчитанные на безмашинное использование; б) разрабатывались образцы обучающих машин и программ для внутреннего управления; в) предлагались программы для работы с ЭВМ. Последние представляли наибольшие возможности для реализации дидактических возможностей, заложенных в П. о. (благодаря обратной связи осуществляется контроль формирования навыков и умений, при этом машина указывает на допущенную ошибку, предлагает подсказку, печатая правильный ответ или отсылает к соответствующим разделам учебного пособия). Наиболее перспективным в использовании П. о. следует считать создание обучающих программ, обеспечивающих возможность непосредственного диалога с обучаемым, использование систем компьютерной коммуникации и дистанционного обучения (Крюкова, 1998; Носенко, 1988; Полат, 1977; Фадеев, 1990).