ГРАММАТИКА, грамматики, мн. грамматики, грамматикам \\ гра[м]атика.
ГРАММАТИК|А [м], -и, ж., нд., III в.
1.0. Формальный строй языка, т. е. система морфологических, словообразовательных, синтаксических категорий и основанных на них правил образования, изменения и употребления языковых форм и конструкций.
Русская (английская, старославянская, сложная, трудная, простая …) грамматика. Грамматика русского языка (кавказских языков, санскрита …); грамматика какого-л. типа … Система (единицы, особенности, развитие …) какой-л. грамматики; связь грамматики с лексикой … Изменения … в какой-л. грамматике. Изучать (описать, освоить, усвоить …) грамматику чего-л. Разобраться (обнаружить что-л. …) в какой-л. грамматике. Что-л. характерно … для какой-л. грамматики. Какая-л. грамматика относится зд. несов. к какому-л. типу (имеет несов. какие-л. особенности, обладает несов. какими-л. чертами …). □ Для грамматики древнерусского языка характерна сложная система падежных форм, склонение полных и кратких форм прилагательных и формоизменение глагола, во многом сходное со старославянским языком. Является ли текст единицей грамматики? ● 1.0.1. лингв. Закономерности образования и функционирования отдельных категорий или единиц такой системы. Г. глагола. Г. имени. Г. сложного предложения.
1.1. Раздел языкознания, наука, к-рая изучает такой строй, такую систему вообще или применительно к определённому языку, а ткж. такая наука как учебная дисциплина.
Традиционная (современная, описательная, формальная, порождающая, функциональная, сравнительная, сопоставительная, контрастивная, историческая, практическая, русская …) грамматика. [Какая-л.] грамматика русского языка … Основы (принципы, категории, курс, кафедра, преподаватель, учебник …) [какой-л.] грамматики. Специалист (занятие, лекция, экзамен, зачёт, учебник, [учебное] пособие …) по [какой-л.] грамматике. Разрабатывать (читать обычно несов. кому-л. или где-л., преподавать зд. несов., принимать, сдавать …) какую-л. грамматику. Сдавать экзамен (получить что-л. …) по грамматике. Грамматика изучает зд. несов. что-л. (рассматривает зд. несов. что-л. …). □ Традиционно основными разделами грамматики считаются словообразование, морфология и синтаксис. Сравнительно-историческая грамматика изучает строй родственных языков на каком-либо этапе их развития. Кто у вас читает грамматику латинского языка? Грамматику-то я сдам, а вот фонетику – не знаю. ● 1.1.1. Книга, в к-рой содержится научное описание такого строя языка, а ткж. соответствующий учебник. Составить грамматику какого-л. языка. Купить академическую грамматику русского языка. Листать грамматику. Посмотри в грамматике, какие значения выделяются у родительного падежа. ● 1.1.2. разг. Урок, занятие, на к-ром изучается эта учебная дисциплина. Отпустить кого-л. с грамматики. ● 2.0. перен. Основные правила, законы, закономерности существования, осуществления и т. п. чего-л. Г. боя. Г. любви.
|| Морф. граммат=ик-а. Дер. сущ. граммат|ик м., устар. – , граммат|ист м. – ; прил. грамматич|еск(ий) (к знач. 1.0., 1.0.1., 1.1.). Этим. ← греч. grammatike << gramma, мн. grammata – ‘буква’ << graphō – ‘пишу’.
грамматика
ж. [греч. grammatikē].
1) мн. нет. Совокупность правил строения, изменения и сочетания слов в каком-н. языке.
Русская грамматика трудна для иностранцев.
2) мн. нет. Раздел языкознания: наука, изучающая строение и изменение слов, а также соединение слов в предложения.
Лекции по грамматике.
3) Книга, в которой излагаются правила, основывающиеся на этой науке.
Заглянуть в грамматику.
Разрабатывать нормативные грамматики.
ГРАММАТИКА, -и, ж. Раздел языкознания, изучающий формальный строй языка (систему языковых форм, способов словопроизводства, морфологических категорий, синтаксических конструкций), его законы. Грамматика объединяет морфологию, синтаксис и словообразование.
ГРАММАТИКА, -и, ж. Средство обучения языку — книга, в которой изложены основы (правила) этого языка, различных его уровней, прежде всего морфологии и синтаксиса. — У меня нет книжки, — говорит, краснея, Данилов и неловко поднимается с места, зажимая в то же время коленями латинскую грамматику (Н. Гарин-Михайловский).
Значение изучения Г. определяется тем, что обобщающий характер ее законов облегчает овладение языком. В обучении иностранным языкам используется не просто лингвистическое описание грамматического строя языка, а педагогическая Г., отвечающая задачам овладения языком, как средством общения. При этом учитываются психологические закономерности процесса усвоения иностранного языка, особенности формирования речевых умений и навыков. Составление педагогической Г. представляет собой редукцию грамматического материала изучаемого языка в соответствии с целями обучения и его целесообразную организацию с выделением и методическим описанием тех компонентов, которыми учащиеся должны овладеть для использования их в речи. Педагогическая Г. ориентируется на определенные цели и условия обучения, на конкретный контингент учащихся. В соответствии с ориентацией на вид речевой деятельности в методике разграничиваются пассивная (рецептивная) и активная (продуктивная) Г. Активная и пассивная Г. различаются не только по характеру использования приобретенных знаний в речевой деятельности, но и по составу. Активная Г. при описании языковых явлений идет от смысла к форме; при составлении грамматического минимума можно строго ограничить материал, отобрав самые употребительные способы выражения смысловых отношений и исключив синонимические. Пассивная Г. служит для анализа смысла сказанного или написанного; при отборе пассивного грамматического материала принцип исключения синонимических конструкций не может быть использован, так как речевые произведения, которые должен понимать учащийся в процессе обучения, могут содержать грамматические синонимы.
Отбор активного и пассивного грамматического материала для целей обучения производится по принципам частотности, образцовости, типичности, сочетаемости, репрезентативности. Отбор грамматического материала базируется на принципах тематико-ситуативной обусловленности и адекватного преставления грамматической системы языка. Основными формами представления грамматического материала в учебном процессе являются теоретический комментарий, правила, схемы, таблицы, контекст, речевые модели и речевые образцы. При практической направленности занятий обучение Г. сводится к формированию у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.
В практике обучения используются два подхода к подаче грамматического материала: системно-структурный (на основе логико-смысловых категорий, т. е. с учетом выражаемых синтаксических отношений: субъективно-предикативных, объективных, атрибутивных и др.) и функционально-смысловой. Для изучающих русский язык как иностранный издаются практические грамматики русского языка (Практическая грамматика..., 1985; Золотова и др., 1998; Милославский, 1987, 2002; Шелякин, 2000) и справочники по русскому языку (Пулькина, 1956). Опыт преподавания грамматики русского языка иностранным учащимся обобщен в ряде работ (Остапенко, 1998; Лариохина, 1989; Рожкова, 1983, 1978, 1994; Иевлева, 1981; Практическая грамматика..., 1985).