СКЛОНЯТЬСЯ, склоняюсь, склоняется \\ в формах с сочетанием м[с’]: склоняемся... – склоняе[м]ся; в форме склонялся – склоня[л]ся; в формах с сочетанием ющ: склоняющийся... – склоня[йу]щийся и склоня[и]щийся; о произношении форм с конечными -ся, -сь см. § 145.
ЛИ1 и разг. ЛЬ1, част. (ставится после слова, к к-рому относится).
1.0. Употр. в прямом вопросе для усиления вопросительного предложения, требующего утвердительного или отрицательного ответа.
□ Читал ли ты эту книгу? Так ли я делаю? Всё ли ясно? А Мухину много ль надо? Только ли из-за него всё это произошло? Дома ли он? Не выпить ли нам чаю? Это ли не счастье? До шуток ли нам? ● 1.1. → сз. ли2 (см. ||). ● 2.0. народно-поэт. Употр. для выделения, подчёркивания того слова в предложении, к к-рому относится. У меня ли, молодёшенькой, | Есть кручинушка немалая. (И. Суриков).
То ли дело разг. – см. дело. Шутка ли [сказать] – см. шутка.
|| Морф. ли, ль. Дер. част. вряд ли (См.), едва ли (См.), едва ли не (См.); неправда ли (См.); не так ли (См.); чуть ли не (См.); нареч. мало ли1 (См.); вв. сл. видишь ли, видите ли (См.), знаешь ли, знаете ли (См.); сз. ли2 (См.). Этим. ← праслав. *li – букв. ‘ли; или; же; нежели; хоть бы; еле’<< ? корень *l’ub- – ‘любить, предпочитать’.
ЛИ2 и разг. ЛЬ2, сз.
1.0. изъяснит. Употр. для присоединения придаточной части сложноподчинённого предложения, к-рая заключает в себе разъяснение (в форме вопроса) содержания сказуемого главной части, выраженного глаголами, относящимися к сфере познания (непонимание, незнание, размышление и связанные с ними переживания, познавательная деятельность, знание и его передача) (придаточная часть следует за главной либо – реже – предшествует ей). Син. <или нет>.
□ Я не понял, есть ли там выход. Не знаю, дома ли он. Сомневаюсь, надо ль сообщать ему об этом. Я волновался, сумеешь ли ты правильно ответить на экзамене. Выясни, нет ли у неё этой книги. Надо установить, изменяются ли свойства вещества в условиях невесомости.
2.0. изъяснит. Употр. для присоединения придаточной части сложноподчинённого предложения, к-рая представляет собой косвенный вопрос (придаточная часть следует за главной). Син. <или нет>.
□ Мы спросили у него, не знает ли он, как пройти к кинотеатру. Я справился у секретаря, могу ли я видеть директора. ● 3.0. разделит., редко. Употр. для соединения слов или частей сложносочинённого предложения, называющих однородные в каком-л. отношении предметы, признаки, действия и т. п., и указывает на то, что они могут заменять друг друга и из их ряда необходимо предпочесть что-л. одно. Син. <ли … ли, ли … или>. Ты, он ли это сделает – совершенно неважно.
|| Морф. ли, ль. Дер. сз. ли … ли – , ли … или – . От част. ли1 (См.).