Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 36 результатов

Словари

Существительное, женский род, 3-е склонение
ед. число родительный / дательный / предложныйпродолжи́тельности
мн. число именительный / винительныйпродолжи́тельности
Все формы слова
1.
Продолжительный
2.
Время, срок, в течение которого протекает, происходит что-либо.
Всё об этом слове
Существительное, женский род, 3-е склонение
Всё об этом слове
Существительное, средний род, несклоняемое
1.
Знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки.
2.
Знак такого вида в азбуке Морзе; звуковой сигнал, большей по сравнению с точкой продолжительности, соответствующий этому знаку.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

При ссылке на текст из какого-либо документа, после предлога "согласно" обязательно ли в точности цитировать текст? И нужна ли в этом случае запятая после "Согласно ..."? Например: в тексте ТК РК в статье 82 написано: "Продолжительность ежедневной работы (рабочей смены), время начала и окончания ежедневной работы (рабочей смены), время перерывов в работе определяются с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели правилами трудового распорядка организации, трудовым, коллективным договорами.". Можно ли в журнале напечатать следующим образом, перефразировать, так сказать: "Согласно ст. 82 ТК РК, продолжительность, время начала, окончания и перерывов в ежедневной работе (рабочей смене) определяются с соблюдением ..."

Если последующий текст не заключен в кавычки, совсем не обязательно оставлять точную цитату. Обратите внимание, что в Вашем варианте некорректно употребляется зависимое слово при однородных членах. Возможный вариант: Согласно ст. 82 ТК РК, продолжительность, время начала, окончания ежедневной работы (рабочей смены) и перерывов в ней определяются с соблюдением...

22 марта 2014
Страница ответа
Здравствуйте! Скажите, правильно ли расставлены запятые в этом предложении: При наличии формальных рамок продолжительности рабочего времени, работа должна выполняться сотрудниками качественно и в срок, вне зависимости от режима работы. Заранее благодарю!

Мы бы убрали запятую после "времени".

Здравствуйте. Как правильно: Генетика животных влияет на их продолжительность жизни или Генетика животных влияет на продолжительность их жизни ? Текст о результатах эксперимента по изучению продолжительности жизни определенного вида

Оба варианта верны.

25 октября 2018
Страница ответа
День добрый! Подскажите, пожалуйста, как пишется краткое прилагательное "(не)велик" в указанном ниже случае: слитно с -не или раздельно? "Мой профессиональный опыт невелик по продолжительности, но интенсивен".

Слитное написание корректно.

Добрый день! Может ли слово "в течение(и)" являться в данном предложении и существительным с предлогом и производным предлогом?" Вариант 1. Я ЗНАЛ, ЧТО В ТЕЧЕНИИ БОЛЕЗНИ НАСТУПИЛ ПЕРЕЛОМ. (т.е. перелом наступил в ходе болезни, ее течении, продолжительности). Вариант 2. Я ЗНАЛ, ЧТО В ТЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ НАСТУПИЛ ПЕРЕЛОМ.(т.е перелом наступил в продолжение болезни, во время болезни). Ответьте, пожалуйста.

Этот вопрос следует адресовать автору предложения. Он что имел в виду?

21 октября 2017
Страница ответа
задавала вопрос насчет продолжительности жизни курицы, а ответа нет ((( и я номер вопроса не посмотрела, как быть?
Справочная служба русского языка отвечает на впросы по русскому языку. Ваш вопрос лучше задать биологам. Согласно сетевым источникам, куры живут 10--12 лет.
28 сентября 2007
Страница ответа
Здравствуйте! Задаю вам очень срочный и важный вопрос, который, наверно, поставит в тупик грамотных: как вот грамотно напечатать тексты в песнях, похожие на звукоподражания, например: тра-та-та; пам-парам / пам, па-рам; на-ра-на-на / нара-на-на / на-ра, на-на; а также если эти звуки тянуть по звучанию: тра-а-а-та-та или трааа-та-та и т. д.? Подчиняются ли эти слова и слоги правилам славянской пунктуации? А также подчиняются ли пунктуации наборы гласных как в песнях, так и на письме, и как понять, что автор песни или текста хотел написать, например, тянущийся звук с гласной "а": а-а-а-а-а-а или следует печатать так: аааааа; а также как определить по продолжительности звука, сколько этих "а" следует записать грамотно, как и согласных, например, "р": ррррррррр; а также если гласные не тянутся (с микропаузами), например: а а а а а а а или через запятую: а, а, а, а, а, а; а также при смешении, когда паузы есть не всегда в последовательности этих гласных: а а а аа аа а а а / а, а, а, аа, а, а, а? Также и с согласными, например, с буквой "р": р р р р р; р, р, р, р, р? И правильно ли я сделал, что не взял эти звуки в кавычки, чтобы таким образом отделить набор звуков от слов? Спасибо!

Есть четкое правило: для передачи произношения по слогам с разными целями, для передачи протяжного звучания гласных, раскатистого р и других особенностей произношения используется дефис, например: Антропка! Антропка-а-а!.. — кричал он с упорным и слезливым отчаянием, долго, долго вытягивая последний слог (Тургенев); Ну о-о-очень навязчивая реклама! (из газеты); Это было р-р-р-революционно!; «П-п-роходите, п-п-пожалуйста», — сказал он заикаясь. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 113.

17 октября 2015
Страница ответа
Здравствуйте, уважаемое бюро, срочно нужна ваша помощь! П. 5 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 октября 2002 г. N 724 О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЕЖЕГОДНОГО ОСНОВНОГО УДЛИНЕННОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ гласит: "Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), КРОМЕ ПЕРВОГО ПРОРЕКТОРА,(!) проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов." Пожалуйста, подскажите, оговоренные условия являются обязательными для всех, кроме первого проректора или же исключение составляют и те, кто перечислен после запятой до первой ";". Сложность не столько юридическая, сколько грамматическая. Как правильно понимать данное и почему? Заранее спасибо.
Ограничения распространяются на первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации.
Слова для проректоров и проректора по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению и т. д. не могут быть однородными членами, так как первое понятие шире, чем последующие, включает их. Поэтому в обороте с кроме оговоривается, что в число проректоров с удлинённым отпуском не входят проректоры по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению и т. д. Перед следующим однородным членом согласно правилу ставится точка с запятой, таким образом ряд таков: для проректоров (заместителей директора), для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой и т. д.
1 ноября 2006
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, корректно ли выражение: "значимый по продолжительности", если речь идет о длительном разговоре?
Нет, некорректно. Можно заменить на "продолжительный" или "значительной продолжительности разговор".
23 августа 2007
Страница ответа
В организации используются такие единицы измерения времени как «день», «ночь», «сутки». «День» - промежуток времени от 08:00 продолжительностью 12 часов. «Ночь» - промежуток времени от 20:00 продолжительностью 12 часов. «Сутки» - промежуток времени от 08:00 продолжительностью 24 часа. Термины «день», «ночь», «сутки» используются в документах, связанных с учётом рабочего времени. С фразами вроде «Время работы: 32 дня», «Время работы: 32 ночи» проблем не возникает. Проблема возникает с фразами вроде «Время работы: 32 сутки» (или «32 суток»?)? Стиль официально-деловой. Замена слова «сутки» на слово «день» недопустима, так как «сутки» и «день» - промежутки времени разной продолжительности. Использовать что-то вроде «Время работы: - единица измерения времени (нужное подчеркнуть): день, ночь, сутки; - количество: ____.»?

После числительных двадцать (тридцать, сорок и т. д.) два, двадцать три, двадцать четыре, если эти числительные стоят в форме именительного или винительного падежа, невозможно употребить слово сутки. Эти числительные требуют после себя форму родительного падежа единственного числа, а слово сутки форм единственного числа не имеет. Поэтому, если стоит задача соблюсти грамматическую правильность, необходимо перестраивать фразу (как, например, это сделано в заданном вопросе) или менять падеж числительного на родительный, дательный, творительный или предложный: время работы равно тридцати четырем суткам, работа продолжается в течение тридцати четырех суток и т. п.

31 августа 2025
Страница ответа

Журнал

В октябре 2025 года стартует программа повышения квалификации для преподавателей РКИ за рубежом

Учебный центр «Мир русских учебников» совместно с издательством «Златоуст» объявил о запуске методической программы «Организация курсового обучения русскому языку за рубежом – 2025». К участию приглашаются преподаватели русского языка, работающие за пределами России. Профильное образование не требуется, но обязательно наличие опыта работы. Курс состоит из пяти основных модулей, охватывающих ключевые аспекты преподавания русского языка как ...

...обучения детей и детей-билингвов на программах различной продолжительности...

Русский как иностранный: открыт набор на программу для зарубежных преподавателей

Учебный центр «Мир русских учебников» при содействии издательства «Златоуст» приглашает к участию в методических мероприятиях «Организация курсового обучения русскому языку как иностранному за рубежом».  Проект реализуется с использованием гранта Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Занятия ведут авторитетные российские и зарубежные ...

...детей-билингвов русскому языку по программам различной продолжительности...

Россотрудничество проведет осенью 2024 года дистанционные мероприятия для преподавателей русского языка за рубежом

С 24 октября по 28 ноября 2024 года более 1470 преподавателей русского языка из 110 стран мира примут участие в дистанционных методических мероприятиях «Организация курсового обучения русскому языку как иностранному за рубежом». Вести их будут российские преподаватели, работающие со взрослыми и детьми, очно и дистанционно, в вузах и частных школах, а также авторы учебных пособий, исследователи, логопеды, администраторы школ за ...

...;детей-билингвов русскому по программам различной продолжительности...

Роль языка средств массовой информации в системе этногосударственных отношений

Вопросы функционального взаимодействия языков в различных сферах многоэтничного сообщества приобретают особую актуальность и остроту на каждом очередном витке модернизации или на этапе перехода общества из одного социально-политического и идеологического состояния в другое. 

...Вопросы функционального взаимодействия языков в различных...

...взаимодействие языков по различным параметрам, в том числе по продолжительности...

О программе сохранения русского языка у детей русскоязычных родителей, живущих вне России

В силу различных исторических процессов — войн, революций, тормозивших развитие гражданского общества, — многие подданные Российского государства, в числе которых было немало нерусских по национальности, вынуждены были покинуть отечество, унося с собой знания родного русского языка и любовь к богатой культуре. Филолог и системный аналитик из Израиля предлагают свою программу сохранения русского языка и культуры для тех, кто уехал из России.

...В силу различных исторических процессов &...

...применение привело к двух-трехкратному уменьшению продолжительности...

Семинары по лингвистике для школьников: куда записаться?

Лингвокружок НИУ ВШЭ Занятия кружка ведут студенты Школы лингвистики ВШЭ и других вузов. Школьники получают представление о разнообразии естественных языков, лингвистической типологии, современных достижениях фонетики, морфологии, синтаксиса, семантики, социолингвистики. Слушатели погружаются в проблемы современной компьютерной лингвистики, знакомятся с машинным обучением и его использованием в изучении языка.  Занятия бесплатные. Актуальная информация о семинарах публикуется в группе ...

...Лингвокружок НИУ ВШЭ Занятия кружка ведут студенты...

Искусственный интеллект научился частично понимать птичий язык

Сегодня специалисты согласны в том, что сложные системы коммуникации есть не только у людей. Понимание того, как общаются животные, может дать представление об их социальных структурах и поведении и улучшить жизнь одомашненных видов. Прогресс в этом направлении обеспечивают нейросети, которые анализируют большие объемы информации и находят неочевидные закономерности. Исследователи из канадского Университета Далхаузи использовали методы обработки естественного языка ...

...Сегодня специалисты согласны в том, что сложные...

Исследование: чужие грамматические ошибки могут вызывать физиологический стресс

Группа специалистов из Бирмингемского университета обнаружила, как именно наше тело реагирует на ошибки в речи других людей. В частности, исследователи выявили корреляцию между восприятием ошибок и вариабельностью сердечного ритма (ВСР). Продолжительность интервалов между ударами сердца обычно варьируется, когда мы расслаблены, но становится постоянной, когда мы находимся в стрессе. Новое исследование выявило статистически значимое снижение ВСР в ответ на грамматические нарушения. Причем ...

...Группа специалистов из Бирмингемского университета...

Национальный корпус русского языка проведет серию вебинаров для учителей

29–31 октября состоится цикл бесплатных онлайн-вебинаров, посвященных использованию Национального корпуса русского языка (НКРЯ) в школьном преподавании. Программа включает три тематических блока. Первый вебинар познакомит с возможностями НКРЯ: участники узнают, какие корпусы подходят для школы и как работать с системой поиска. Второй посвятят созданию собственных упражнений на основе примеров из корпуса. На третьем расскажут, как организовать ...

...29–31 октября состоится цикл бесплатных онлайн-вебинаров...

Макс Фасмер как филолог русской школы

«О составлении „Этимологического словаря русского языка“ как о главной цели своей научной деятельности я мечтал еще во время первых исследований, посвященных влиянию греческого языка на славянские (1906-1909), — писал Макс Фасмер о своем труде. — Многие пожелания, высказанные в рецензиях на мой словарь, несомненно, будут полезными для последующего русского этимологического словаря, в котором должно быть уделено особое внимание многочисленным словам, названным здесь неясными. Если бы мне пришлось начать работу снова, я уделил бы большее внимания калькам и семасиологической стороне».

...«О составлении „Этимологического словаря...

...Известный ученый-славист В. Кипарский, пытаясь...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше