аудиовизуальный
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое. [от лат. audio - слышу и visualis - зрительный]. Воспроизводящий в звуковой и зрительной форме; рассчитанный на одновременное восприятие слухом и зрением. А-ая аппаратура. А-ые средства обучения. А. текст.
метод обучения аудиовизуальный
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ. См. аудиовизуальный метод обучения.
средства обучения аудиовизуальные
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ. См. аудиовизуальные средства обучения.
аудиовизуальный метод обучения (авмо)
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (АВМО). То же, что аудиовизуальный структурно-глобальный метод обучения. Получил обоснование во Франции в 50-е гг. XX в. Базируется на теории структурализма (Ж. Гугенейм) и психологической теории бихевиоризма и является разновидностью (современной модификацией) прямого метода обучения. Теоретическая разработка метода предложена П. Губериной (Югославия) и П. Риван, Р. Мишеа (Франция). Центром по разработке и распространению метода считается педагогический институт в Сен-Клу. Метод получил широкое признание во многих странах мира после выхода популярного аудиовизуального курса «Голоса и образы Франции» (1982), послужившего основой создания аналогичных курсов для разноязычного контингента учащихся. Концепция метода была реализована в ряде популярных аудиовизуальных курсов русского языка (Вперед!, 1969; Русский язык – 1, 2, 3, 1972–1973; Русский язык в диалогах, 1988). А. м. о. – метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для сферы обиходно-бытового общения, преимущественно в устной форме при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности. Последние привлекаются в качестве основного средства семантизации и активизации учебного материала и призваны обеспечить зрительно-слуховой синтез. Концепция метода базируется на таких методических принципах, как: 1) глобальность – в качестве единицы обучения рассматривается предложение, восприятие и воспроизведение которого носит целостный (глобальный) характер; 2) устное опережение – обучение организуется в такой последовательности: слушание – говорение – чтение – письмо при значительной продолжительности устного опережения (в некоторых курсах до 1,5–2 месяцев); 3) беспереводность – полное исключение родного языка либо использование его лишь в качестве средства контроля; 4) ситуативность – материал вводится в форме диалогов сиспользованием типичных ситуаций повседневного общения; 5) функциональность – подчиненность отбора языкового материала задачам общения. Языковой материал представлен в основном разговорными клише. В рамках метода разработана модель обучения, включающая четыре этапа занятий: представление (глобальное восприятие материала, преимущественно интуитивное); объяснение (поэтапная проработка зрительно-слухового ряда при установке на полное усвоение его содержания и звуковой синтез); закрепление (образование речевых автоматизмов); развитие (формирование речевых умений на основе приобретенных знаний и навыков и свободное говорение в пределах темы урока и отработанных ситуаций общения). В настоящее время отдельные положения и приемы обучения по А. м. о. находят применение в работе по некоторым интенсивным методам обучения. А. м. о. сохраняет свою популярность при обучении языку преимущественно на начальном этапе и в условиях курсового обучения благодаря использованию средств наглядности и аутентичных материалов, имитирующих условия реального общения, что способствует повышению интереса к занятиям. Однако преимущественное внимание к устным формам работы, игнорирование перевода, недооценка роли родного языка учащихся, преобладание в соответствии с идеями бихевиоризма механического повторения речевых образцов в ущерб творческим формам работы сдерживает применение метода на занятиях со взрослыми учащимися и в условиях высшей школы (Капитонова и др., 2008; Гез, Фролова, 2008).
аудиовизуальные средства обучения (авсо)
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (АВСО). Учебные наглядные пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации. Подразделяются на визуальные (зрительные) средства (видеограммы – рисунки, таблицы, схемы, репродукции произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы, аудитивные (слуховые) средства обучения (фонограммы) – грамзаписи, магнитозаписи, радиопередачи; собственно аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства (видеофонограммы) – кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ЭВМ. А. с. о. могут быть: 1) учебными, специально предназначенными для занятий языком и содержащими методически обработанный учебный материал (наглядные пособия); 2) учебными, созданными для занятий по другим дисциплинам, но привлекаемыми в качестве учебных материалов по языку (средства наглядности); 3) естественными средствами массовой коммуникации, включаемыми в учебный процесс. А. с. о. являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность. При этом на занятиях успешно реализуется дидактический принцип наглядности, возможность индивидуализации обучения и одновременно массового охвата обучающихся (например, при просмотре теле- и кинофильмов, работе в компьютерном классе), усиливается мотивационная сторона занятий. В методике принято разграничивать А. с. о. (пособия для занятий по языку) и технические средства обучения (технические приспособления для демонстрации пособий) (Щукин, 1981).
аудиовизуальные технические средства обучения
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Технические устройства, приспособления, предназначенные для предъявления звуковой и зрительной информации (телевизор, кинопроектор, фильмоскоп, видеомагнитофон, компьютер). См. технические средства обучения.
средства обучения аудиовизуальные технические
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ. См. аудиовизуальные технические средства обучения.
аудиовизуальный структурно-глобальный метод обучения
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ СТРУКТУРНО-ГЛОБАЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. То же, что аудиовизуальный метод обучения.