Подсказки для поиска

Можно использовать знаки подстановки

Точное соответствие
Найдено 108 ответов
№ 322438
Скажите, правильно ли писать такую фразу: "Область применения: бытовое". Здесь согласование идет к слову "применение". Допустимо ли такое согласование? И если да, то по какому правилу?
ответ

Такое согласование допустимо: применение какое? бытовое.

12 марта 2025
№ 322339
Добрый день! Реклама в метро: «Этот кот реально пушистый, а поиск с нейро, реально помогает». Насколько корректно здесь использование второй запятой? Можно ли считать ее применение стилистическим?
ответ

Вторая запятая некорректна, так как она разделяет подлежащее и сказуемое.

6 марта 2025
№ 321135
Здравствуйте! Цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнуть — написание ы после ц в этих словах относится к исключениям. К какому из принципов орфографии можно отнести написание ы после ц в данных словах? Является ли он фонетическим или традиционно-этимологическим?
ответ

Написание буквы «ы» после буквы «ц» в словах цыган, цыпленок и т. п. является фонетическим (= адекватнофонемным), а принцип орфографии, обусловивший написание «ы», а не «и», – традиционным, применение которого вызвано ограничением слогового принципа русской графики в сфере обозначения твердости/мягкости согласных посредством следующей гласной буквы.

17 января 2025
№ 320012
Здравствуйте! Нужен ли дефис в приложении "золотко сын"? Навстречу мне бежит золотко сын? Аналогия ли это приложению "красавица девушка"?
ответ

Корректно дефисное написание: золотко-сын.

Согласно официально действующим сейчас «Правилам русской орфографии и пунктуации» 1956 года, между определяемым словом и стоящим перед ним однословным приложением, которое может быть приравнено по значению к прилагательному, дефис не пишется: красавица зима (=красивая зима), старик отец (=старый отец), бедняк сапожник (=бедный сапожник). Такое написание предлагается и в справочниках Д. Э. Розенталя, которые полностью опираются на действующие правила. 

Однако теперь рекомендации лингвистов изменились. В «Русском орфографическом словаре» РАН (4-е изд., М., 2012) и полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006), которые подготовлены сотрудниками Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, предлагается дефисное написание подобных сочетаний: старик-отец, красавица-дочка. Такое написание, хотя и вступает в противоречие с действующими правилами, тем не менее соответствует современной практике письма и более последовательно и логично отражает применение дефиса при написании сочетаний существительных.

9 декабря 2024
№ 319799
Подскажите, пожалуйста, необходимо ли ставить запятую перед предлогом -независимо от- в конце предложения: " Применение горячего цинкования обязательно для опор высоковольтных линий, независимо от района их расположения".
ответ

В данном случае постановка запятой перед словом "независимо от" вариативна. 

5 декабря 2024
№ 319544
Подскажите, пожалуйста, нет ли избыточности в сочетании "заставить насильно что-то делать"? Вроде бы сам глагол "заставить" подразумевает применение той или иной силы,
ответ

Обычно говорят о том, что кто-то заставил силой сделать нечто. В этом случае лексическая избыточность не возникает, поскольку сообщается о применении силы в процессе «заставлять».

29 ноября 2024
№ 319689
Здравствуйте. Как вы относитесь к словообразовательному словарю Тихонова? В нём встречаются очень странные корни. Например, в слове "преподаватель" выделяется корень ПРЕПОДАВА. Почему? Благодарю за ответ.
ответ

«Словообразовательный словарь русского языка» в 2-х томах А. Н. Тихонова (3-е изд., 2003) ― фундаментальный труд, не имеющий аналогов в мировой лексикографической практике. Глубокая разработка теоретических основ построения гнездового словообразовательного словаря представлена в теоретическом введении к словарю «Основные понятия русского словообразования», с которым необходимо ознакомиться перед тем, как начать пользоваться словарем. Словарь является новаторским: он составлен на синхроническом уровне, то есть в словообразовательное гнездо входят слова, считающиеся родственными только в современном русском языке.

Глагол преподавать в современном русском языке имеет значение ‘заниматься педагогической деятельностью’; живая семантическая связь с глаголами дать / давать утрачена, поэтому в словаре А. Н. Тихонова это слово фиксируется как непроизводное с основой преподава-, в отличие, например, от производного глагола пораздать (по-раз-да-ть ← раз-да-ть ← да-ть), сохранившего эту связь, на основании чего в нем выделяются корень -да- и две приставки. Для слова преподаватель (‘тот, кто занимается педагогической деятельностью’) основа преподава- является производящей. Эта информация отражена в словаре А. Н. Тихонова, единицей описания которого является словообразовательное гнездо. Выявление непроизводной основы в производящем слове и фиксация производных слов ― задача словообразовательного анализа, эту задачу словарь А. Н. Тихонова решает на синхроническом уровне.

Установление состава морфем в слове требует привлечения формообразовательного и собственно морфемного анализа.

Формообразовательный анализ глагола преподавать позволяет установить, что основа инфинитива и прошедшего времени у этого глагола включает суффикс -ва-: препода-ва-тьпрепода-ва-ла, а основа настоящего времени ― суффикc –[j]-: препода-[j-у]т. В результате сопоставления формообразующих основ мы выделяем в словах преподавать и преподаватель глагольный суффикс -ва-.

Морфемный анализ учитывает не только формо- и словообразовательные особенности слов, но и их способность члениться на морфемы по аналогии с одноструктурными образованиями. На этот принцип опираются морфемные словари, в которых в слове преподаватель выделяют приставки пре- и по-, корень -да- (см., например «Словарь морфем русского языка» под ред. А. И. Кузнецовой и Т. Е. Ефремовой).

Таким образом, словообразовательный анализ на синхроническом уровне рассматривает основу преподава- как непроизводную, выступающую в качестве производящей для слова преподаватель. Эта информация отражена в словаре А. Н. Тихонова.

Морфемный анализ (анализ состава слова) предполагает применение дополнительных процедур, так как словообразовательный анализ лишь один из этапов морфемного. Морфемный состав слова преподавательпре-по-да (корень)-ва-тель-Ø.

22 ноября 2024
№ 318776
Корректно ли использовать слово "применение" во множественном числе? Например: имеет много применений, разные применения (такое периодически встречается в современных текстах, но правильно ли это?).
ответ

Существительное применение в форме множественного числа употребляется в научных текстах различной тематики.

8 ноября 2024
№ 318592
Корректно ли сочетание "прикладное применение"?
ответ

Слово прикладной уже подразумевает практическую направленность, а следовательно, сочетание лексически избыточно.

4 ноября 2024
№ 316097
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, корректно ли применение выражения "Великий юбилей" в тексте о юбилее императрицы?
ответ

Вполне корректно. Прилагательное великий употреблено здесь в значении "выдающийся, очень важный". 

11 августа 2024

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать

Нашли нужный ответ на свой запрос?

Помогите нам улучшить поиск по Грамоте
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия