№ 328238
С какой буквы, строчной или заглавной, писать КАЛАЧЕЕВСКИЙ техникум в данном предложении: Педагогическому коллективу калачеевского техникума всегда удавалось указывать обучающейся здесь молодёжи правильный ориентир, основанный на истинных духовных ценностях, патриотизме, уважении к старшим, взаимовыручке.
ответ
Если слово калачеевский начинает собой название учреждения (а не просто обозначает его географическую принадлежность), его нужно написать с большой буквы: коллективу Калачеевского техникума.
24 ноября 2025
№ 327617
В ответе на вопрос № 284765 про слитное/раздельное написание "не" в глаголах, начинающихся на "недо-" и "до-", дается краткий пересказ объяснения из полного академического справочника «Правил русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина, § 145, п. 3. Указанные в ответе примеры "недоварить (варя, не довести до состояния готовности)" и "мама не доварила суп (не смогла, не успела доварить)", на мой взгляд, плохо иллюстрируют отличие между случаями слитного и раздельного написания "не": в первом случае просто (не?)доварила, а во втором (не?)доварила, потому что не смогла - и в чем же существенная разница? Возможно ли будет дополнить это объяснение указанием, что слитное написание подразумевает не просто недостаточность (возникающую как раз из-за незавершенности действия, которая требует раздельного написания), но также и _ухудшение качества_ конечного результата действия в первом случае, когда требуется слитное написание. "Недоварила" = плохо вышло, и аналог-но для др. прим-в.
ответ
Спасибо за уточнение, с которым мы вполне согласны. Однако внести изменения в уже опубликованный текст мы не можем.
8 ноября 2025
№ 327434
Выделение и разделение запятыми одно и то же? У меня есть такое предложение с причастным оборотом «я посмотрел на сад, цветущий в соседних домах.» — Почему ставится запятая независимо от моей интонации между «сад» и «цветущий в соседних домах», то есть пауз, мы же не «просто так» ставим, а по смыслу. Что значит запятая выделяет причастный оборотом, но в данном случае она разделяет от основной информации или обособляет причастный оборот?
ответ
Принято говорить о разделении, когда речь идет о частях сложного предожения или однородных членах предложения. Выделяются обособленные члены предложения, а также вводные слова и конструкции, обращения. Разделяет один знак препинания, выделяют — два, они ставятся с обеих сторон выделяемой конструкции.
Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется по правилу, вне зависимости от Вашей интонации. Постановка пунктуационных знаков внутри предложения не всегда напрямую связана с интонацией.
3 ноября 2025
№ 327440
Помогите сделать синтаксический разбор предложения: сурок - мастер спать! Слово "спать" может ли быть в этом предложении определением? И почему?
ответ
В этом предложении речь идет о том, что сурок не просто умеет спать (составное глагольное сказуемое), а делает это очень хорошо. Существительное мастер выполняет в нем ту же функцию, что и глагол умеет в составном глагольном сказуемом, но, не будучи глаголом, не выражает необходимых грамматических значений сказуемого. Поэтому при нем появляется формальная связка, выражающая эти значения. В настоящем времени она нулевая, а во всех других случаях она видна: Сурок был мастер спать, Сурок был бы мастер спать и т. д. Следовательно: (был) мастер спать в этом предложении — сказуемое. Если разбор нужен для школы, можно сказать, что это составное глагольное сказуемое усложненного вида, если для вуза — сложное трехчленное сказуемое (формальная связка + модальный компонент, выраженный существительным, + смысловой инфинитив).
1 ноября 2025
№ 326877
Здравствуйте! Нужно ли тире в предложении: "Наша миссия (—) не просто продавать красивые предметы, а воспитывать вкус"?
ответ
Автор ответа
Михаил Дымарский
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена
19 октября 2025
№ 326428
Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, "мешало" или "мешали" в данном предложении:
"Сделать это было совсем не просто: мне мешало/мешали четыре здоровенных амбала, пытавшихся вырвать дорогие моему сердцу листки.
Если не затруднит, ответьте поскорее.
Спасибо за ответ.
ответ
Верно: Сделать это было совсем не просто: мне мешали четыре здоровенных амбала, пытавшихся вырвать дорогие моему сердцу листки.
8 октября 2025
№ 326094
авторитет завоевать не просто, для этого надо быть смелым и уверенным верить в себя
Подскажите, пожалуйста, есть ли в предложении грамматические и иные ошибки?
ответ
Грамматически некорректна часть предложения и уверенным верить в себя.
29 сентября 2025
№ 325999
Здравствуйте!
Корректна ли пунктуация в данном предложении (и если нет, то почему)? "Технологии позволяют не просто примерять разные сценарии жизни в пространстве — например, сценарий спокойной «тихой роскоши», или минимализма с акцентами, или яркой современной классики, — но возбуждать реальные эмоции при просмотре изображения. Спасибо!
ответ
Знаки препинания в предложении расставлены корректно.
28 сентября 2025
№ 325846
Здравствуйте, нужно ли тире в следующем предложении: "В дорогу - с комфортом!" И возможен ли вариант без тире?
ответ
В таких двухкомпонентных предложениях с пропущенным сказуемым, обычно выступающих в качестве заголовков, слоганов и т. д., ставится тире. Восклицательный знак однозначно указывает на то, что перед нами законченное предложение, а не просто сочетание слов, поэтому тире необходимо.
21 сентября 2025
№ 325830
Есть предложение «Начнем с того, что эволюция — это не просто смена поколений, это сложный процесс, в котором участвуют наследственность, изменчивость и отбор».
Допустима ли здесь запятая перед «это сложный процесс»? Или необходимо поставить точку (или другой знак препинания)? Есть ли конкретное правило, регулирующее такую ситуацию?
ответ
В лексическом составе и в грамматической структуре частей приведенного предложения нет ничего, что препятствовало бы постановке запятой или точки между частями. Разница лишь в расстановке акцентов:
- ...эволюция — это не просто смена поколений, это сложный процесс, в котором участвуют наследственность, изменчивость и отбор (перечислительные отношения частей);
- ...эволюция — это не просто смена поколений. Это сложный процесс, в котором участвуют наследственность, изменчивость и отбор (в первом предложении содержится «интрига», раскрываемая во втором).
Вообще говоря, автор может подчеркнуть отношения логического обоснования между частями с помощью двоеточия: ...эволюция — это не просто смена поколений: это сложный процесс, в котором участвуют наследственность, изменчивость и отбор. Правда, из-за повторения слова это такой вариант не выглядит удачным.
Сравним также случай, когда постановка точки или запятой невозможна: Тогда я понял: надо уходить (вторая часть бессоюзного сложного предложения замещает обязательную синтаксическую позицию при глаголе понять).
Как видим, возможность или невозможность оформить части бессоюзного сложного предложения в качестве отдельных предложений, возможность выбора между запятой, двоеточием и другими знаками середины предложения связаны с лексическим составом и грамматическим строением этих частей.
20 сентября 2025