№ 325034
Добрый день!
Если в предложении последнее слово недосказано, т. е. обрывается на полуслове, то как это показать с помощью знаков препинания?
Правильно ли будет так:
«Ваня подошел к доске и начал:
"Я бы хотел зачитать свое сочине..." - но прозвенел звонок»?
Хочу уточнить, что (возможно, не конкретно в данном примере) должна играть роль именно недосказанность слова.
Благодарю!
ответ
Ваш вариант оформления предложения верный. Чтобы показать, что слово произнесено не полностью, используется многоточие.
25 августа 2025
№ 324694
Здравствуйте, уважаемая редакция Грамоты Ру!
Периодически где-нибудь встречаю вопросительный знак ПОСЛЕ многоточия; предложения в стиле: «Это просто сообщение или..?». Подскажите, насколько это правомерно, вроде пунктуация русского языка такого ни позволяет. А с другой стороны, что делать, если нужно подчеркнуть сначала недосказанность, а потом уже итоговую вопросительную интонацию? Ведь интонационно это не то же самое, что заданный вопрос с последующей повисшей паузой (типа: «Так где же сокровища?..»).
Не могу разобраться, помогите, пожалуйста.
ответ
Указанное сочетание знаков препинания действительно не предусмотрено правилами русской пунктуации. Соглашаясь с Вами в рассуждениях о соотношении незавершенности и вопросительной интонации в приведенном высказывании, рекомендуем разбить его на два, одно из которых вопросительное, другое незавершенное: Это просто сообщение? Или...
13 августа 2025
№ 324458
Здравствуйте!
Уважаемая «Грамота», подскажите, пожалуйста, как правильно оформить сочетание вопросительного, восклицательного знаков и многоточия в конце фразы. Задача — передать одновременно и вопрос, и сильное восклицание, и недосказанность (обрыв мысли).
Какой из приведённых ниже вариантов написания является верным?
1) — Что за?!..
2) — Что за…?!
3) — Что за?!…
ответ
Верно с одной точкой после вопросительного и восклицательного знаков:
— Что за?!.
См. также ответы на вопросы 270133 и 310250.
2 августа 2025
№ 300205
Как правильно писать обрывочные слова в предложении? Пример: "Ты же была в Пи- Пскове!" (Пи- - Питер) "Он ведь был у ме- у Андрея" (ме- - меня) Дефисом, многоточием иль каким-то другим способом это можно правильно отобразить?
ответ
Корректно недосказанность обозначать многоточием: Он ведь был у ме... у Андрея.
4 апреля 2019
№ 281971
Уважаемые господа, возник спор на просторах интернета: http://www.yaplakal.com/forum3/topic1085177.html И спор вот в чем: по условиям данной задачи однозначно понятно, что речь идет о периметре квадрата и периметре треугольника или по этим же условиям задачи можно искать ответ, сравнивая сторону треугольника и периметр квадрата?
ответ
Некоторая недосказанность в задании есть. Однозначной трактовки нет, задание можно понять двояко: такой же периметр, как периметр треугольника (т. е. 72 см) и такой же периметр, как сторона треугольника (т. е. 24 см).
Логика подсказывает, что имеется в виду всё-таки первый вариант (и правильный ответ будет 18), иначе зачем надо было писать про равносторонний треугольник и рисовать его, можно было написать просто: найди сторону квадрата, который имеет периметр 24 см. Очевидно, авторы хотели, чтобы дети сделали два шага: сначала нашли периметр квадрата (равный периметру треугольника), потом разделили на 4. Но задание следовало сформулировать точнее.
13 апреля 2015
№ 256063
Спасибо за ответ на вопрос № 256048, но хотелось бы уточнить, в каких случаях можно употреблять "во-первых" отдельно. Корректно ли предложение "Это, во-первых, усложнит процедуру, а кроме того приведет к дополнительным затратам"?
ответ
Например, такое употребление возможно в художественном тексте, когда требуется указать на недосказанность фразы. Приведенный Вами пример стилистически небезупречен.
25 сентября 2009