Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 23 ответа
Точных совпадений не найдено, показываем близкие результаты
№ 275692
Заключаются ли в кавычки следующие названия: Роснано, Россети? Спасибо.
ответ

При отсутствии родового слова корректно написание с большой буквы, без кавычек.

28 мая 2014
№ 296732
Добрый день! Как правильно говорить на форте или на форту (пример: реконструкция на 5-м форте или на 5-м форту?) Спасибо.
ответ

Корректно: в 5-м форту.

20 марта 2018
№ 207151
Почему правильна форма гипоаллергенный и не гипоаллергический. Существуют ли обе формы?
ответ
Правильно: гипоаллергенный. Аллергенный - вызывающий аллергию. У слова "аллергический" такого значения нет.
11 октября 2006
№ 277352
Как правильно написать: купить школьную и спортивную формУ или формЫ? Спасибо.
ответ

Корректно: купить школьную и спортивную форму.

29 августа 2014
№ 310095
Уважаемые филологи, объясните, пожалуйста, почему ресурс "Академос" демонстрирует такой разнобой в написании слов со второй частью "ориентированный"? С дефисным написанием "бизнес-ориентированный" и "интернет-ориентированный" все понятно. Но почему в дефисном написании "индивидуа́льно-ориенти́рованный" [добавление 2020], "ко́мплексно-ориенти́рованный" [добавление 2020], "предме́тно-ориенти́рованный", "системно-ориенти́рованный" [добавление 2020]? Потому что от "индивидуальная ориентация", "комплексная ориентация", "предметная ориентация" и "системная ориентация"? Но почему тогда раздельно "коммуникати́вно ориенти́рованный", "ли́чностно ориенти́рованный" и проч.?
ответ

На Ваш вопрос мы попросили ответить Ольгу Евгеньевну Иванову, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, одного из разработчиков «Академоса». Вот что написала нам Ольга Евгеньевна:

Проблема здесь – различение наречия (пишется отдельно от второй части) и первой части сложного прилагательного. Этот вопрос до сих пор не решен, потому что нет никаких очевидных формальных признаков, по которым можно четко разграничить сложное прилагательное с «первой наречной частью» и словосочетание наречия с прилагательным (в том числе отпричастным). Данный материал во всем его необозримом объеме является словарным, то есть определяется не правилом (формально-то оно есть: наречие пишется отдельно), а по словарю, при этом написание в словаре отдельных слов/словосочетаний нередко индивидуально и устанавливается на основании многих критериев.

Так, очень важный критерий для выявления наречия – оно указывает на актант качественного или отпричастного прилагательного (на объект или субъект глагольной группы): архитектурно выверенный проект – в проекте выверена архитектура, архитектурная составляющая (объект). У нас: индивидуально-ориентированный, предметно-ориентированный, комплексно-ориентированный и системно-ориентированный – по данному критерию это тоже наречия, предшествующие отпричастному прилагательному (ориентированный на индивидуальное восприятие, обучение, на учебный предмет, на целую группу предметов, явлений, процессов, на систему или системность чего-либо). Но здесь вступает в действие другой критерий, а именно терминологичность данных сочетаний и, соответственно, закрепленность их употребления и написания в определенной сфере (здесь: образование, педагогика, методика обучения), где они пишутся – с подавляющим преимуществом – дефисно.

Этот второй критерий – терминологичность – делает данные сочетания исключениями из раздельного написания. Кроме того, из сферы раздельного написания, которое можно было бы предположить, данные слова выводит также отсутствие в текстах актуализаторов собственно наречного значения для первой части (указание на степень проявления качества: нельзя сказать *очень, сильно, глубоко, интенсивно индивидуально-ориентированное обучение, системно-ориентированное проектирование, комплексно-ориентированная модель) и отсутствие глагольных признаков времени, места, протяженности, актуальности действия или представления о деятеле, субъекте действия, наличия дополнения для второй отпричастной части. Поэтому данные единицы и были включены в словарь в дефисном написании, исходя из всех этих соображений и при учете реального функционирования в современных текстах.

Добавим, что подробно об этой проблеме написано в работе Е. В. Бешенковой и О. Е. Ивановой «Теория и практика нормирования русского письма», опубликованной на сайте Орфографической комиссии: https://www.ruslang.ru/doc/ortho/BeshenkovaIvanova-2016-normpisma.pdf (стр. 190–210).

21 ноября 2022
№ 200483
Подскажите, пожалуйста, форму глагола мутить: я мучу? или такой формы нет?
ответ
Да, верно: мучу.
10 июля 2006
№ 238429
Как правильно написать: товарно-материальный или товарно материальный; материально-производственный или материально производственный
ответ

Правильно: товарно-материальный, материально-производственный.

19 марта 2008
№ 236616
Подскажите,пожалуйста.Решаю ЕГЭ-в задании просят назвать пример с ошибкой в образовании формы слова.Однако среди форм "пылесошу, свыше четырех тысяч метров, несколько яблок, обгрызанный" такой формы не нахожу.Но в ответе написано, что это форма "обгрызанный".Что в этой форме является ненормативным? Спасибо.
ответ

Правильная форма страдательного причастия от глагола обгрызть – обгрызенный, а не обгрызанный.

12 февраля 2008
№ 224103
Образует глагол "толкать" форму "толкущий"? Если эта форма правильна, на какой слог падает ударение?
ответ
Верно: толкающий.
28 июня 2007
№ 305801
Следует ли использовать во множественном числе слово "форма", употребляемое в значении "форменная одежда"? Например, может ли фотоальбом с фотографиями школьной формы разных лет называться "школьные формы в СССР", или предпочтительнее "школьная форма в СССР"?
ответ

В названии нужно использовать форму единственного числа: Школьная форма в СССР.

27 мая 2020