УЧЕБНИК, учебника, мн. учебники, учебникам \\ уче[б]ник и допуст. устарелое уче[б’]ник.
ТЕОРИЯ, теории, мн. теории, теориям \\ [т’иео]рия, в беглой речи возможно [т’о]рия.
УЧЕБНИК, -а, м., нд., I в.
Книга для учащихся, предназначенная для обучения какому-л. учебному предмету.
Основной (типовой, традиционный, экспериментальный, стабильный, современный, аудиовизуальный, коммуникативный, единый, бесплатный, школьный, вузовский, университетский …) учебник. Учебник русского языка (грамматики, физики …); учебник какого-л. года [издания] (Реформатского …) о том, какой учебник; учебник какого-л. ученика … о том, чей учебник. Учебник для учащихся чего-л. (для студентов, для иностранцев, для начинающих, для каких-л. школ, для какого-л. класса, для какого-л. курса …). Учебник по разг. русскому языку (по разг. физике, по разг. хирургии …). Какой-л. урок (упражнения, языковой материал, словарь, тип, цель, использование, эффективность …) учебника. Внедрить (рекомендовать несов. и сов. кому-л., открыть …) [какой-л.] учебник. Пользоваться … [каким-л.] учебником. Прочитать что-л. … в учебнике. Делать выписки (почерпнуть что-л. …) из учебника. Заниматься зд. несов. (учиться, учить что-л., изучать что-л., повторять что-л.) … по [какому-л.] учебнику. [Какой-л.] учебник рассчитан на кого-что-л. (предназначен для кого-чего-л., адресован кому-л., содержит несов. что-л., устарел …). См. ткж. книга 1.0. □ Этот учебник явно устарел, и его следует заменить более современным.
|| Морф. уч=еб=н=ик-Ø. Дер. уменьш. учебнич|ек м.; прил. учебник|ов(ый) разг. От сущ. учёба (См.), прил. учебный (См.).
ТЕОРИ|Я, -и, род. мн. теорий, ж., нд., III e.
● 1.0. Системное логическое обобщение опыта, общественной практики, к-рое отражает закономерности развития природы и общества. Ант. практика. Влияние теории на практику. Т. и практика. Общественная т.
2.0. Совокупность обобщённых положений, к-рые образуют понятийное содержание какой-л. науки или её раздела; совокупность таких положений как учебный предмет.
Общая (современная, физическая, лингвистическая, экономическая …) теория. Теория машин и механизмов (литературы, языкознания …). Развитие (разработка, изложение, основы, вопросы, кафедра …) какой-л. теории. Вклад … в какую-л. теорию. Работы (статья, специалист, экзамен …) по какой-л. теории. Развивать (разрабатывать, изучать, излагать …) какую-л. теорию. Заниматься … какой-л. теорией. Внести вклад … в какую-л. теорию. Опираться в чём-л. … на какую-л. теорию. □ Его доклад вызвал огромный интерес на симпозиуме, посвящённом вопросам общей теории физики.
2.1. Совокупность основных положений, определяюших правильную деятельность в области какого-л. дела, мастерства, искусства, а ткж. такие положения как учебный предмет.
Общая … теория [чего-л.]. Теория шахматной игры (пилотирования, вождения автомобиля, композиции, музыки …). Знать несов. (применять как-л. …) теорию чего-л. См. ткж. теория 2.0. □ Сразу видно, что он хорошо знаком с теорией шахмат. ● 3.0. Общие, разрабатываемые в отвлечённо-логическом плане основы какой-л. науки, какого-л. мастерства, а ткж. отвлечённое знание этих основ в противоположность их практическому применению. Ант. практика. У него достаточно богатый практический опыт, чтобы на его основе начать заниматься теорией. Я знаком с этим прибором только в теории, работать с ним мне не приходилось. ● 3.1. разг. Общие отвлечённые рассуждения, соображения в противоположность практической деятельности или реальной действительности. Все, что ты говоришь, – это т., а жизнь проще и грубее.
4.0. Учение, система научных положений, к-рые обосновывают общий принцип объяснения каких-л. фактов, явлений.
Современная (новая, старая, устарелая, универсальная, общая, частная, ясная, непонятная, простая, сложная, оригинальная, общепризнанная, физическая, квантовая, социальная, психологическая, научная …) теория. Теория Дарвина (Эйнштейна …); теория прибавочной стоимости (познания, относительности, происхождения чего-л., возникновения чего-л., языка …). Развитие (разработка, изучение, критика, значение, сущность, положения, новизна, сторонник, противник, автор …) какой-л. теории. Вклад … в какую-л. теорию. Развивать (разрабатывать, признавать, подтверждать, отвергнуть, опровергнуть, критиковать, анализировать, знать несов., предлагать, выдвинуть, создать …) какую-л. теорию. Что-л. соответствует несов. … какой-л. теории. Внести вклад … в какую-л. теорию. Исходить несов. (что-л. следует …) из какой-л. теории. Опираться (ссылаться …) на какую-л. теорию. Какая-л. теория объясняет что-л. (устарела …). □ Теория Павлова об условных и безусловных рефлексах произвела настоящий переворот в биологической науке. ● 4.1. Обобщённая система взглядов по какому-л. вопросу. Т. искусства для искусства. ● 4.2. Взгляд, мнение, убеждение или их совокупность как основание для каких-л. действий. Чтобы оправдать своё поведение, он придумал целую теорию.
Теория, мой друг, суха, | Но зеленеет жизни древо – никакая теория не в состоянии охватить, отразить всё многообразие жизни и практической деятельности (из трагедии И. В. Гёте «Фауст», в переводе Б. Л. Пастернака, 1808).
|| Морф. теориj-а. Дер. уменьш.-уничиж. теорий|к(а) ж., сущ. лжетеория ж. – , теор|етик м. – ; прил. общетеор|етическ(ий) – , теор|етическ(ий) (См.), теор|етичн(ый) – ; глаг. теор|етизирова(ть) несов. – . Этим. ← лат. theōria << греч. theōria – ‘наблюдение, обозрение; умозрение; учение’ << theōreō – ‘смотрю, рассматриваю, наблюдаю’.
УЧЕНИК, ученик|а, м., од., I в.
1.0. Учащийся (ребёнок, подросток или юноша) какой-л. школы, какого-л. класса. Ср. учащийся2, школьник, студент.
Хороший (лучший, первый, сильный, способный, особо одарённый, серьёзный, слабый, отстающий, неуспевающий, ленивый, прилежный, старательный, дисциплинированный, трудолюбивый, новый, бывший, обычный, нормальный, чей-л. любимый …) ученик. Ученик какого-л. (напр., 1 «А», 10 «Б», нашего …) класса (какой-л. школы, гимназии, лицея …); ученики младших (старших, пятых, десятых …) классов. Дневник (тетради, учебник, школьные принадлежности, парта, успеваемость, отметки, оценки, поведение, сочинение …) какого-л. ученика; тестирование (обучение, олимпиада …) учеников каких-л. классов. Вызвать [к доске] (спрашивать, оставить на второй год …) [какого-л.] ученика; обучать чему-л. (учить чему-л. …) каких-л. учеников. Поставить какую-л. отметку … какому-л. ученику; объяснять что-л. (дать задание …) ученикам; преподавать зд. несов. [что-л.] … каким-л. ученикам. Быть несов. … каким-л. учеником. Заниматься … с учениками. Какой-л. ученик сдаёт экзамены (получил какую-л. отметку, перешёл в какой-л. класс, плохо успевает зд. несов., опаздывает на уроки, отстал от класса, пропустил сколько-л. уроков, нарушает что-л., списывает что-л. у кого-л., подсказывает кому-л., пользуется шпаргалкой …); ученики [чего-л. или какие-л.] носят несов. какую-л. форму (участвуют несов. в чём-л. …). □ Петя – первый ученик в классе. Обычно учеников младших классов в школу приводят или провозят родители. ● 1.0.1. Человек, к-рый частным образом берёт уроки у кого-л., обучается в системе репетиторства (по отношению к своему преподавателю). Сестра подрабатывает тем, что берёт учеников и готовит их к экзаменам по русскому языку. ● 1.1. Человек, к-рый проходит профессиональную выучку где-л., у кого-л., а ткж. должность такого человека. Он работает на заводе учеником токаря. ● 2.0. Человек, к-рый изучал что-л. под руководством кого-л. и воспринял взгляды, подходы и т. п. своего учителя, а ткж. последователь чьих-л. научных, мировоззренческих и т. п. взглядов, чьего-л. учения, чьей-л. деятельности. Режиссёра поздравляли с юбилеем его многочисленные ученики и поклонники. Дело учёного продолжили его верные ученики.
|| Морф. уч=е=ник-Ø. Дер. уничиж. ученич|ок м., женск. уче|ниц(а) ж., сущ. со|ученик м. – , ученич|еств(о) ср. – ; прил. ученич|еск(ий). От глаг. учиться (См.).