Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 33 словарных статьи
акт речевой
АКТ РЕЧЕВОЙ. См. речевой акт.
речевой акт
РЕЧЕВОЙ АКТ. Элементарная единица коммуникации, намеренное, целенаправленное, регулируемое правилами социального и речевого поведения произнесение высказывания, имеющего адресата, в определенной речевой ситуации. Основными особенностями Р. а. являются наличие намерения (интенции) и цели высказывания. Компонентами Р. а. являются говорящий и адресат, обладающие некоторым фондом общих знаний и представлений, обстановка и цель речевого общения, а также тот фрагмент объективной действительности, о котором делается сообщение. Эти компоненты создают прагматическую (см. прагматика) сторону Р. а., под воздействием которой формируется модальная рамка высказывания, предназначенная для координации названных компонентов. Выделяются следующие типы Р. а.: информативные акты, сообщения; побуждения; акты-обязательства; формулы социального этикета; выражения эмоциональной реакции на ситуацию или сообщение; акты, обеспечивающие завязывание, поддержание и прекращение речевых контактов. Среди всех перечисленных задач Р. а. главенствует задача информирования. Некоторые ученые рассматривают Р. а. как элементарные единицы речевого поведения (Формановская, 1998). Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней, образуют дискурс. В практике преподавания иностранных языков опора на Р. а. способствует оптимизации обучения и повышения его мотивации. Понятие вошло в отечественный научный оборот после публикации книги Н. Д. Арутюновой «Предложение и его смысл» (1976). С точки зрения основоположников этого понятия – Дж. Остина, Дж. Серля, Дж. Росса, – Р. а. представляет собой элементарное речевое действие, предполагающее произнесение высказывания с соблюдением правил данного языка, придание ему определенного смысла. Введение понятия Р. а. позволило изменить представление о высказывании и не сводить его только к выражению законченной мысли. Открытием в теории Р. а. стали перформативы – высказывания, представляющие собой речевые поступки: приветствия, извинения, благодарности и др. Понятие Р. а. выявляет деятельностную сторону языкового общения, представляя его как серию Р. а. – словесных поступков; связывает лингвистическую прагматику с проблемами речевого этикета и культуры речи. Это делает понятие Р. а. важным для теории обучения русскому языку, а предложенная классификация речевых поступков широко используется при определении содержания обучения и тех речевых умений, которыми должен овладеть обучаемый.
речевой жанр
РЕЧЕВОЙ ЖАНР. Совокупность речевых произведений (текстов или высказываний), речевых актов, объединенных целевыми установками высказывания. Это типовые способы построения речи, связанные с определенными ситуациями и предназначенные для передачи определенного содержания. Иногда выделяют такие Р. ж., как информативные, императивные (просьба, советы), этикетные (приветствия, поздравления), оценочные и др. Группа Р. ж. как устойчивых типов высказываний входит в определенный функциональный стиль. Научный стиль включает следующие жанры: статья, монография, реферат, обзор, научный доклад. К Р. ж. официально-делового стиля относятся: закон, постановление, коммюнике, справка, заявление и др. В публицистическом стиле выделяются очерк, репортаж, передовая статья, интервью. К Р. ж. разговорной речи относятся семейный разговор, рассказ и др. Понятие Р. ж. было предложено М. М. Бахтиным в 1920-е гг. и получило распространение в конце 1970-х гг. Этим понятием (или его аналогами) пользовались в своих работах также В. В. Виноградов, Б. Эйхенбаум, Г. Винокур, Ю. Тынянов, В. Шкловский. По Бахтину, Р. ж. – это первичная форма существования языка, возникающая в определенной ситуации общения. Развитию теории Р. ж. способствовало распространение прагматики, в частности, теории речевых актов. Р. ж. являются предметом ознакомления и изучения на занятиях по практике языка, в рамках курса стилистики и современного русского литературного языка.
речевой слух
РЕЧЕВОЙ СЛУХ. То же, что фонетический слух. Способность человеческого слуха к анализу и в дальнейшем к синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка. Акустический образ фонемы возникает как абстракция и обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и обобщение устойчивых дифференциальных признаков фонем. Благодаря этому создается известная устойчивость (инвариантность) фонем. Распознавание фонем облегчается их системностью, противопоставленностью друг другу хотя бы по одному признаку: звук звонкий – глухой, твердый – мягкий и т. д. Выделение дифференциальных признаков фонем происходит в процессе словесного общения и подкрепляется благодаря пониманию слов, различению их лексических значений. Развитие Р. с. неразрывно связано с овладением правильной речевой артикуляцией и интонацией.
речевой урок
РЕЧЕВОЙ УРОК. Тип урока по характеру учебной деятельности; на Р. у. деятельность учащихся направлена на выражение или восприятие содержания речи применительно к ситуации общения в развернутом контексте (монологе, диалоге, беседе). Виды учебной деятельности, осуществляемой на Р. у., можно представить, например, в такой последовательности в зависимости от степени нарастания трудности: деятельность учащихся с опорой на ключевые элементы теста и содержательную схему текста; деятельность с опорой на ключевые элементы текста и заданную ситуацию; деятельность учащихся, основанная на использовании усвоенных языковых средств и построении самостоятельной программы высказывания. Р. у., как и тренировочные уроки, могут базироваться на разных видах речевой деятельности и разном языковом материале.
урок речевой
УРОК РЕЧЕВОЙ. См. речевой урок.
навык речевой
НАВЫК РЕЧЕВОЙ. См. речевой навык.

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Прилагательное, относительное
.
речь.
Подробнее

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать