коммуникация
КОММУНИКАЦИЯ, -и; ж. [лат. communicatio - сообщение]. 1. Спец. Путь сообщения, связь одного места с другим. Водные коммуникации. Перерезать коммуникации противника. // Линия энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения. Энергетические коммуникации. Подвести, провести коммуникации. Подземные коммуникации. 2. Лингв. Сообщение или передача средствами языка содержания высказывания. Акт коммуникации. Социальная к. (взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера; распространение информации на большую аудиторию). Массовая к. (способ сообщения какой-л. информации всем или многим с помощью технических средств). Средства массовой коммуникации (о газетах, радио, телевидении). Коммуникативный, -ая, -ое (2 зн.). К-ая функция языка. Коммуникационный, -ая, -ое (1 зн.). К-ые линии связи.
коммуникация
КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communicatio – сообщение, передача). Специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия. Вслед за Н. Хомским с 1965 г. К. обычно определяется как общение между N лицами, где N >= 2. К. может состояться и внутри человека (персональная К.), в этом случае она реализуется с помощью внутренней речи. Кроме того, К. может осуществляться и между организациями, государствами и т. п.; в этом случае говорящий выступает не от себя лично и выражает не свое мнение. На основе приведенного определения можно вывести ряд признаков и характеристик К.: 1) К. является формой социального общения, которая всегда имеет как личностный смысл для одного ее участника, так и общезначимый смысл для обоих участников-партнеров и для общества в целом; 2) К. осуществляется между участниками с помощью коммуникативных актов, являющихся ее содержательными, прагматическими единицами, с помощью речевых действий, являющихся ее операциональными единицами, с целью реализации указ. коммуникативных актов и коммуникативных намерений (задач); 3) К. всегда целенаправленна, ее цель – результативность, т. е. обмен информацией, а также сообщение и выявление коммуникативных намерений, т. е. выполнение коммуникативных задач и др. Единицей К. является коммуникативный речевой акт, в котором отправитель (говорящий, пишущий) кодирует свое сообщение в текст и направляет по каналу связи получателю (слушающему, читающему), а тот в свою очередь декодирует содержащееся в тексте сообщение. Чтобы коммуникативный речевой акт состоялся, оба участника должны владеть общим кодом (языком) – словарем и грамматикой, а также правилами синтеза и анализа грамматически оформленных и осмысленных предложений и правилами кодирования и декодирования речевых намерений (интенций). Элементарной единицей коммуникативно-речевого акта является речевое действие каждого участника К. Для отправителя совершить речевое действие означает: определить свое коммуникативное намерение, преобразовать его в свернутое высказывание на языке внутреннего программирования, реализовать высказывание на внешнем языке в виде текста. Для получателя речевое действие состоит из тех же действий в обратном порядке: воспринять звучащий текст, реконструировать высказывание, декодировать коммуникативное намерение. К. может быть вербальной (процесс передачи информации при помощи языка,языкового кода) и невербальной (жесты, мимика, телодвижения, средства наглядности), которая может дублировать и поддерживать вербальную К. Считается, что в процессе невербальной коммуникации передается до 55% информации. См. общение.