восприятие
ВОСПРИЯТИЕ, восприятия, мн. восприятия, восприятиям \\ во[сп]риятие; восприя[т’и]е, в беглой речи возможно восприя[т’]е.
восприятие
ВОСПРИЯТИЕ, -я; ср. 1. Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. Целостное в. Детское в. Поэтическое в. действительности. В. природы, красоты. Быстрота восприятия. 2. Психол., филос. Форма чувственного отражения действительности в сознании, включающая в себя понимание и осмысление её на основе предшествующего опыта. Законы восприятия.
восприятие
ВОСПРИЯТИЕ, -я, ср. Свойство человека, проявляющееся в способности воспринимать явления внешнего мира и формировать их образ. В этих прогулках зарождалось то обостренное, проникнутое романтикой восприятие природы, которое станет со временем отличительной особенностью тютчевской лирики (К.Пигарев).
восприятие
ВОСПРИЯТИЕ. Процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. В. речи – сложный многоступенчатый и многоаспектный процесс смысловой интерпретации устной или письменной речи. С точки зрения В. речи аудирование и чтение связаны с не меньшей активностью человека, чем говорение и письмо. В. у человека характеризуется: целостностью (способностью оперировать не отдельными признаками предметов, а его целостным образом, созданным на основе ощущений; структурностью (способностью складывать целостный образ из ощущаемых отдельных кусочков, например, воспринимая последовательно расположенные звуки, их синтезируют в слова); константностью (способностью удерживать в памяти образ предмета как нечто постоянно инвариантное, несмотря на вариативность его признаков, например, слово, по-разному написанное или произнесенное в пределах нормы, опознается как знакомое); предметностью (способностью человека воспринимать не абстракцию, а образ реально существующего предмета, связанного с определенным значением); осмысленностью (стремлением воспринять что-то имеющее реальное значение и содержание, осмыслить и назвать видимое и слышимое). В. нового материала повышается, если его излагают на основе приобретенного ранее опыта учащихся (см. апперцепция). Восприятие устной речи служит психической стороной такого вида речевой деятельности, как аудирование. В восприятии речи выделяют сенсорный, перцептивный (см. перцепция) и смысловой уровни. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом. В ходе В. и смысловой интерпретации текста (устного или письменного) создается образ текста и формируется часть языковой картины мира. В. речевого сообщения включает в себя процесс вероятностного прогнозирования. Роль В. на занятиях по языку чрезвычайно важна – в результате В. предметов и явлений внешнего мира, ассоциированных со словами, выражающими соответствующие понятия, происходит овладение лексико-грамматическими структурами языка беспереводным путем. Образы В. служат также опорой для построения собственного высказывания, облегчая процесс порождения речи.