ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ. Направление в теории коммуникациии в лингвистике, которое исследует речевые актыкак высказывания, порождаемые с определенной целью и с определенным мотивомдля совершения практического или умственного действияс помощью такого инструмента, как язык. Одним из основоположников Т. р. а. является английский философ Дж. Остин, которому и принадлежит первая классификация речевых актов. В настоящее время принято говорить о семи классах речевых актов (Формановская, 1998): 1) репрезентативы – сообщения, 2) комиссивы – обязательства, 3) директивы – побуждения, 4) рогативы – вопросы, 5) декларативы – объяснения, 6) экспрессивы – выражения эмоций, 7) контактивы – выражения речевого этикета. Некоторые исследователи утверждают, что речевой акт – это единица лишь сообщения, в то время как подлинной единицей общения является коммуникативный акт. Несмотря на недостатки Т. р. а. и ее критику, эта теория играет важную роль в современной лингвистике, а в прикладном аспекте – и лингводидактике. Эта теория была использована в лингводидактике для обоснования концепции сценарного подхода и разработке сценариев речевого взаимодействия(Шляхов, 2007), которые рекомендуется использовать на занятиях по РКИ при обучении речевому общению. Подобные сценарии стали основой построения курсов по иностранным языкам, например, курса русского языка на занятиях по деловому общению (Ускова, Трушина, 2002).