средства обучения
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Базисная категория методики; комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. С. о. облегчают овладение языком и делают его более эффективным. В структурном отношении выделяются: а) С. о. для преподавателя (государственный образовательный стандарт, программа по иностранному языку, книга для преподавателя, методические пособия, справочная и научная литература); б) С. о. для учащихся (учебник, книга для чтения, сборник упражнений, вводно-фонетический курс, пособия по развитию речи, справочник по языку, словари и др.). Существуют также две группы С. о., в одинаковой степени адресуемые и преподавателю, и учащимся: аудиовизуальные средства обучения (аудитивные, визуальные, аудиовизуальные) и технические средства обучения (звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические). С. о. образуют, как правило, типовой учебный комплекс, предназначенный для работы с конкретным контингентом учащихся и рассчитанный на определенный профиль обучения. Обязательными компонентами комплекса считаются учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение, в то время как другие компоненты призваны конкретизировать и дополнять содержание учебника, не выходя за пределы зафиксированного в программе учебного материала.
звукосветотехнические средства обучения
ЗВУКОСВЕТОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Вид технических средств обучения, предусматривающий одновременную демонстрацию звукового и зрительного ряда. К З. с. о. относятся кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон, компьютер и др.
звукотехнические средства обучения
ЗВУКОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Вид технических средств обучения, предусматривающий запись и воспроизведение звукового ряда. К З. с. о. относится звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, проигрыватель, радиоприемник, диктофон).