РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ. Планируемый процесс речевой коммуникациив зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникантов, а также реализация плана в процессе общения. Р. с. представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативных целейобщения. Организация говорящим (пишущим) своего речевого поведенияв соответствии с определенным мыслительным планом, а также условиями общения, ролевыми и личностными особенностями партнеров, традициями общения и др.
СТРАТЕГИЯ (от греч. stratos – войско + ago – веду). Один из способов приобретения, сохранения и использования информации, служащей достижению опредленной цели. Впервые в отечественной литературе попытка осмыслить понятие С. применительно к обучению языку сделана, например, в работе Г. В. Ейгера и А. А. Раппопорта (1991), где говорится о формировании новой предметной области методики – стратегии обученияи овладения языком. Эта работа была продолжена в фундаментальных исследованиях А. А. Залевской (1996, 1999). В некоторых работах разграничиваются основные и вспомогательные С.; первые из них применяются непосредственно к изучаемому материалу (например, С. запоминания, С. понимания текста), в то время как вторые способствуют поддержанию внимания к изучаемому материалу, обеспечивают мотивациюучения. Некоторые исследователи говорят о С. как о «сверхнавыках» (super-skills of strategies). Описание стратегий на материале овладения русским языком и иностранными языками предложено в ряде пособий (Акишина, Каган, 1997; Коряковцева, 2002; Мангус, 1999).