ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche – душа + ...логия). Базовая для методики обучения иностранным языкамнаука о закономерностях развития и формах психической деятельности (психики) живых существ. П. имеет свой предмет и объект изучения, задачи, теории и методы. Психические особенности деятельности человека используются для оптимизации обученияиностранным языкам. Взаимопроникновение П. и методики обучения иностранным языкам особенно ощутимо в общей П., психолингвистике, возрастной П., педагогической П., П. речи, П. труда.
ИНЖЕНЕРНАЯ (от фр. ingenieur – специалист в какой-л. области техники с высшим техническим образованием) ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. И. п. взаимодействует с психологией управления. Данные И. п. используются для разработки методики применения технических средств обучения. Возникновение И. п. обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческого фактора в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники. Как самостоятельная наука начала формироваться в годы Второй мировой войны. В начале 1950-х гг. были созданы первые лаборатории И. п., где разрабатывались проблемы эргономики, научной организациитруда и технической эстетики. Важная задача И. п. – обучить человека управлять техникой, что в условиях оснащения образовательного процесса современными техническими средствами обученияявляется задачей первостепенного значения.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Психологическая наука, предмет которой – личность как категория, а объекты – личности как индивиды и как члены групп. В первом случае П. л. – предмет индивидуальной психологии, во втором – предмет социальной психологии. Основные отрасли П. л. следующие: возрастная психология, дифференциальная психология, патопсихология, дефектопсихология. Закономерности П. л. используются при обосновании в методикеприемов индивидуализации обученияи построения различных моделей обучения.