ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche – душа + ...логия). Базовая для методики обучения иностранным языкамнаука о закономерностях развития и формах психической деятельности (психики) живых существ. П. имеет свой предмет и объект изучения, задачи, теории и методы. Психические особенности деятельности человека используются для оптимизации обученияиностранным языкам. Взаимопроникновение П. и методики обучения иностранным языкам особенно ощутимо в общей П., психолингвистике, возрастной П., педагогической П., П. речи, П. труда.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. differencial psychology). Раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен немецким психологом В. Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных людей, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, этнических, возрастных и др. групп. Для исследования особенностей индивида используются метод наблюдения, тесты или анализ результатов самонаблюдения. Для изучающих иностранные языки особенно важными представляются индивидуальные особенности памяти учащихся, способности к овладению языком, а также принадлежность учащегося к коммуникативному или некоммуникативному типу. См. индивидуально-психологические различия.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Психологическая наука, предмет которой – личность как категория, а объекты – личности как индивиды и как члены групп. В первом случае П. л. – предмет индивидуальной психологии, во втором – предмет социальной психологии. Основные отрасли П. л. следующие: возрастная психология, дифференциальная психология, патопсихология, дефектопсихология. Закономерности П. л. используются при обосновании в методикеприемов индивидуализации обученияи построения различных моделей обучения.