средства общения
СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ. Языковой, фонетический, лексический, грамматический и речевой материал, усваиваемый в процессе обучения в виде правил, инструкций, текстов, языковых моделей и речевых образцов с целью практического применения в процессе речевой деятельности. В совокупности с речевыми навыками и умениями С. о. составляют содержание обучения. Процесс обучения складывается из обучения иноязычному языковому материалу (средствам общения) и обучения деятельности общения; оба аспекта обучения одинаково важны.
речевые средства общения
РЕЧЕВЫ́Е СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ. То же, что вербальные средства общения. Единицы языка и речи, речевые образцы, посредством которых обеспечивается речевая деятельность (аудирование, говорение, чтение, письмо). Р. с. о. несут основную коммуникативную нагрузку в процессе общения и составляют предмет изучения и овладения на занятиях по языку. Ср. неречевые средства общения.
средства общения речевые
СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ РЕЧЕВЫ́Е. См. речевые средства общения.
неречевые средства общения
НЕРЕЧЕВЫ́Е СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ То же, что невербальные средства общения и экстралингвистические средства общения.
вербальные средства общения
ВЕРБА́ЛЬНЫЕ СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ. То же, что речевые средства общения.
средства общения вербальные
СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ ВЕРБА́ЛЬНЫЕ. См. вербальные средства общения.
средства общения в интернете
СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ В ИНТЕРНЕ́ТЕ. Специальные программы, позволяющие организовать общение с помощью компьютера – чаты, форумы, блоги, гостевые книги, списки рассылки, социальные сервисы и др.
невербальные средства общения
НЕВЕРБА́ЛЬНЫЕ СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ. То же, что неречевые средства общения и экстралингвистические средства общения. Невербальными считаются такие средства общения, которые обеспечивают процесс общения без использования языковых средств. Психологи считают, что в процессе взаимодействия людей 60–80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств и только 20–40% – за счет вербального общения (Гойхман, Надеина, 2001). Поэтому язык невербального общения является объектом изучения при овладении языком как средством общения. Основными Н. с. о., которые сопровождают сообщение и оказывают влияние на его эффективность, являются: жест – социально отработанное движение, передающее психическое состояние человека; мимика – динамическое выражение лица в момент общения; поза говорящих – положение коммуникантов относительно друг друга; облик (внешний вид), часто раскрывающий состояние человека. Н. с. о. часто сочетаются с речью или заменяют ее, их роль вспомогательна, однако, по данным некоторых психологов, с их помощью передается значительная часть информации. Н. с. о. органически входят в коммуникативную систему того или иного языка и должны быть включены в программу обучения иностранному языку как элемент лингвострановедения, поскольку у разных народов одни и те же Н. с. о. могут иметь различные значения, сферы употребления. Н. с. о. входят в состав социокультурной компетенции, формируемой на занятиях по языку как части компетенции коммуникативной. См. также речевые средства общения.
средства общения невербальные
СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ НЕВЕРБА́ЛЬНЫЕ. См. невербальные средства общения.
лингвистические средства общения
ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКИЕ СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ. То же, что речевые средства общения.