контроль
КОНТРО́ЛЬ (от фр. controle – проверка, наблюдение). 1. Часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как ученик или группа учеников усваивает содержание предмета во всех или отдельных его аспектах. 2. Процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса. В процессе обучения с помощью К. реализуются следующие педагогические функции: обучающая – обеспечивается системой контрольных упражнений и заданий, синтезирующих ранее усвоенный материал; диагностическая – позволяет своевременно оценить успешность / неуспешность обучения и в зависимости от его результатов строить дальнейшую работу; корректировочная – реализуется в двух направлениях: а) выявляется уровень знаний, умений, навыков учащихся, б) устанавливается степень соответствия используемых приемов и заданий целям обучения; управленческая – обеспечивает управление процессом овладения языковым материалом и речевыми умениями; оценочная. В обучении иностранным языкам к К. предъявляются следующие требования: целенаправленность, объективность, систематичность. По организационно-временному фактору выделяют: 1) поэтапный К. – определяет уровень сформированности навыков и умений, уровень владения знаниями относительно этапа обучения и конечных целей обучения; 2) конечный К. – определяет соответствие / несоответствие уровня сформированных навыков и умений, уровня владения знаниями по отношению к целям обучения. Конечный К. проводится по завершении обучения. По степени сформированности навыков выделяют текущий (повседневный) и итоговый К. По форме организации различают устный и письменный К. В процессе К. широко используются приемы тестирования и привлекаются технические средства обучения. Ср. самоконтроль.
текущий контроль
ТЕКУ́ЩИЙ КОНТРО́ЛЬ. То же, что повседневный контроль. Контроль, осуществляемый в процессе занятий. См. контроль.
повседневный контроль
ПОВСЕДНЕ́ВНЫЙ КОНТРО́ЛЬ. То же, что текущий контроль. См. контроль.
бессознательный контроль
БЕССОЗНА́ТЕЛЬНЫЙ КОНТРО́ЛЬ. Одна из форм самоконтроля (непроизвольная), анализ субъектом собственной деятельности. Является промежуточной стадией между осознаваемым контролем и неосознанным. Неосознанный контроль характеризуется более высоким уровнем автоматизации деятельности. См. также автоматизм.