«Большой орфоэпический словарь русского языка» – результат многолетней работы крупнейших специалистов в области русской фонетики докторов филологических наук М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткина и Р. Ф. Касаткиной. Словарь представляет современное русское литературное произношение, фиксируя норму и её варианты. Впервые предлагается описание произношения и ударения более 80 000 слов, в том числе недавно появившихся. Даются произносительные пометы, относящиеся к каждому слову и его грамматическим формам. В словаре зафиксированы особенности звучащей речи разных поколений начала XXI века.
Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. — 1008 с. — (Фундаментальные словари).
ISBN 978-5-462-00962-4
Авторы словаря ставили перед собой задачу зафиксировать реальное многообразие орфоэпических вариантов, функционирующих в пределах нормы, а также указать наиболее типичные случаи отступлений от нормы. В конкретных словах и словоформах приводятся все возможные в литературном языке варианты произношения, при этом указывается, какое место каждый из вариантов занимает в литературном произношении, как варианты соотносятся между собой по степени употребительности и принадлежности к старшей или младшей норме (подробнее см. раздел «Орфоэпические правила»).
В словаре принята следующая система орфоэпических помет:
В словаре принята система запретительных помет, позволяющая предостеречь читателей от распространённых отступлений от литературного произношения. Введение шкалы запретительных помет разного типа (не рек. — не рекомендуется; неправ. неправильно; грубо неправ. — грубо неправильно) позволяет дифференцировать степень нарушения орфоэпической нормы. Перед запретительными пометами ставится «!». Запретительная помета приводится в словарной статье сразу после пометы, указывающей правильный вариант произношения, и заключается в скобки, например:
ю́[н]ый (! не рек. ю́[нн]ый);
добела́ (! не рек. до́бела);
кло[з'е́]т ( неправ. кло[зэ́]т);
жалюзи́ (! неправ. жа́люзи);
тури́[з]м (! грубо неправ. тури́[з']м);
докуме́нт (! грубо неправ. доку́мент).
Профессиональные варианты места ударения уточняются: у юристов, у математиков и др., если можно точно указать специальность. В других случаях пишется — в профессион. речи. Информация о профессионализмах приводится сразу после информации об общенародном произношении данного слова после знака ||, например:
афа́зия, афа́зии || у медиков афази́я, афази́и;
и́скра, и́скры, мн. и́скры, и́скрам || в профессион. речи искра́.
Если компонент фразеологизма, совпадающий с одной из форм заголовочного слова, отличается от неё орфоэпической характеристикой, то после знака ◊ помещается весь фразеологизм с этой характеристикой, например:
кала́чный || кала́[ч']ный и допуст. устарелое кала́[ш]ный ◊ с суконным рылом в кала́[ш]ный ряд.
вор, во́ра (! неправ. вора́), но ◊ вор у вора́ дубинку украл.
Если заголовочное слово употребляется только в составе фразеологизма, то этот фразеологизм приводится сразу после заголовочного слова и отделяется от него двоеточием, например:
недрема́нное: недрема́нное око;
эди́пов: эди́пов комплекс.
Среди вариантов произносительной нормы, фиксируемых словарём, обычно имеется один или несколько наиболее предпочтительных. Такие варианты выделяются в словарной статье жирным шрифтом, например:
рассмея́ться — ра[сс]мея́ться и ра[с]мея́ться;
единовре́менный — [и]диновре́менный и допуст. [йи]диновре́менный;
карми́н — ка[р]ми́н и допуст. старш. ка[р']ми́н;
гварде́йский — гва[р]де́йский и допуст. устарелое гва[р']де́йский; безымя́нный — безымя́[нн]ый, в беглой речи возможно безымя́[н]ый.