«Большой орфоэпический словарь русского языка» – результат многолетней работы крупнейших специалистов в области русской фонетики докторов филологических наук М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткина и Р. Ф. Касаткиной. Словарь представляет современное русское литературное произношение, фиксируя норму и её варианты. Впервые предлагается описание произношения и ударения более 80 000 слов, в том числе недавно появившихся. Даются произносительные пометы, относящиеся к каждому слову и его грамматическим формам. В словаре зафиксированы особенности звучащей речи разных поколений начала XXI века.
Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. — 1008 с. — (Фундаментальные словари).
ISBN 978-5-462-00962-4
1. Информация о реализации каждой орфоэпемы в слове или словоформе обычно даётся отдельно, что позволяет фокусировать внимание читателя на определённом орфоэпическом явлении, при этом слово каждый раз переписывается полностью, например:
ВПЕЧАТЛИ́ТЕЛЬНОСТЬ, впечатли́тельности \\ [ф]печатли́тельность и допуст. старш. [ф']печатли́тельность; впеча[т']ли́тельность и допуст. младш. впеча[т]ли́тельность; впечатли́[т'ил']ность, впечатли́[т'л']ность и допуст. впечатли́[т']ность; впечатлительно[с']ть; в форме впечатли́тельностью — впечатлительнос[т'й]ю и впечатлительнос[т']ю.
В некоторых случаях информация о разных произносительных явлениях объединена, например твёрдость/мягкость согласного перед следующим мягким и твёрдость/мягкость этого второго согласного перед е, поскольку первое зависит от второго, например:
ОРКЕ́СТР, орке́стра, мн. орке́стры, орке́страм \\ о[рк']е́стр;
АКМЕИ́ЗМ, акмеи́зма \\ а[км']еи́зм и допуст. устарелое а[к'м']еи́зм;
2. Буква е не указывает, мягко или твёрдо произносится соглас- ный, обозначенный предыдущей буквой. В словаре приводятся только те слова, где перед е произносится твёрдый согласный, кроме [ш, ж, ц] (например, ателье́); возможны варианты произношения твёрдого и мягкого согласного (например, дека́н); произносит ся мягкий согласный, но слово редкое, малоосвоенное (например, абдо́мен).
Информация о качестве согласного перед е даётся следующим образом:
1) В ударном слоге при твёрдости согласного перед е в транскрипции указываются и гласный, и согласный, например:
экзе́ма — эк[зэ́]ма;
при мягкости согласного только согласный, например:
пионе́р — пио[н']е́р;
при наличии твёрдого и мягкого вариантов указываются и гласный, и согласный в каждом варианте, например:
соне́т — со[н'е́]т и со[нэ́]т; му[з'е́]й (! неправ. му[зэ́]й).
2) в безударном слоге при твёрдости согласного указываются гласный и согласный, например: а[ты]лье́; при мягкости согласного — только согласный, например: а[б']ерра́ция; при наличии твёрдого и мягкого вариантов указываются и гласный, и согласный в каждом варианте, например: [д'и]ка́н и [ды]ка́н.
3. При обозначении согласного, факультативно или обязательно заменяющегося нулём звука (непроизносимого согласного), в транскрипции показывается окружение этого звука, то есть звуки, стоящие до и после него, например:
ме́стный — мé[сн]ый,
пластма́сса — пла[стм]а́сса и пла[см]а́сса,
га́нгстер — га́[нкс]тер и га́[нс]тер.
Если сочетание согласных, допускающее в каких-то словах произношение с нулём звука, в других словах произносится со всеми звуками в сочетании, то приводится орфоэпическая информация и для первых слов, и для вторых, например:
пунктуа́ция — пу[нкт]уа́ция и пу[нт]уа́ция,
пункти́р — пу[нкт']и́р.
4. Факультативная возможность употребления гортанной смычки показывается только в том случае, если её наличие отражается на произношении согласных и/или гласных звуков в сложных словах на стыке основ и в словах с некоторыми приставками:
прода́рмия — про[да́]рмия, про[д|а́]рмия и про[т|а́]рмия;
преди́мпульсный — пре[ды́]мпульсный,
пре[д|и́]мпульсный и пре[т|и́]мпульсный;
госи́гры — го[сы́]гры и го[с|и́]гры.