В словаре представлено около 30 000 наиболее употребительных слов всех частей речи, составляющих лексическое ядро русского языка. Впервые при каждом слове приводятся сведения, отражающие практически все его лингвистические свойства, а также культурологическая и страноведческая информация.
Морковкин В. В., Богачева Г. Ф., Луцкая Н. М. Словарь Большой универсальный словарь русского языка — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2019.
ISBN 978-5-906971-96-8
Всего в Словаре рассматривается ок. 30 000 лексических единиц (однословных и неоднословных) всех частей речи. Они распределяются по трём массивам. Первый массив объёмом ок. 4500 единиц состоит из слов, предназначенных и для активного (т. е. для употребления в собственной речи), и для пассивного (т. е. для понимания
в речи других людей) использования. Второй массив, включающий 2500 единиц, состоит из слов, предназначенных главным образом для пассивного использования. Третий массив объединяет ок. 23 000 слов, порождаемых заголовочными единицами в процессе их всеохватного описания, и состоит, во-первых, из слов, которые приводятся в качестве синонимов, антонимов и таронимов по отношению к заголовочным единицам, а во-вторых, из размещённых в гнезде слов, являющихся непосредственно производными по отношению к заголовочным единицам. Кроме того, в Словаре приводятся и объясняются ок. 3000 фразеологических единиц и страноведчески значимых речений, в составе которых употребляются заголовочные слова.
Слова, которые хотя бы в одном из своих значений оцениваются как предназначенные для активного (продуктивного) использования, отбирались на основе критерия их коммуникативной актуальности. Коммуникативной актуальностью называется ценностная характеристика слова, которая определяется, с одной стороны, его смысловой важностью и употребительностью в рамках заданного перечня наиболее важных словарных тем и ситуаций (идеографический критерий), а с другой – его соответствием наиболее существенным интенциям (функциональный критерий).
Слова, предназначенные только для пассивного (рецептивного) использования, отбирались прежде всего с учётом их объективной или субъективной (симптоматической) частотности и соответствия тематике прогнозируемой рецептивной деятельности пользователей.