Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 39 словарных статей
виды речи
ВИДЫ РЕЧИ. Принятые в психологии и лингводидактике обозначения для различных видов речевого общения или их компонентов. Для лингводидактики большое значение имели исследования в области В. р. ученых И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. А. Залевской и др. Речь делят на виды по разным основаниям, подчеркивая различные стороны речевой деятельности. В зависимости от характера речи различают внутреннюю и внешнюю речь. Внешнюю речь, устную и письменную, в свою очередь делят на продуктивную, активную и рецептивную, пассивную. Выделяют виды речи в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном речевом акте (речь слышимая, произносимая, видимая). См. также продуктивные виды речевой деятельности, рецептивные виды речевой деятельности.
стиль речи
СТИЛЬ РЕЧИ. Применение языкового стиля в данной речевой среде. Различаются стили устной речи и стили письменной речи. К первым относятся разговорный С. ., характеризующийся преобладанием обиходно-бытовой лексики и значительной свободой синтаксических построений. К стилям письменной речи относятся стиль языка художественной литературы, деловой стиль (официально-документальный и обиходно-деловой), эпистолярный стиль и др.
темп речи
ТЕМП (от лат. tempus – время) РЕЧИ. Скорость произнесения речевых элементов (звуков, слогов, слов); измеряется двумя способами: числом звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (например, в сек.), или средней длительностью звука (слога). Существует зависимость Т. р. от особенностей изучаемого языка и индивидуальных особенностей говорящего. Средний Т. р. говорящих на русском языке – 240–260 слогов в мин. При обучении языку преподавателю рекомендуется придерживаться среднего Т. р. носителей языка. При быстром темпе обучающийся не может охватить полностью содержание услышанного, так как механизм внутреннего проговаривания отстает от скорости предъявления информации; меняется качество звуков, что также является препятствием для понимания. При медленном же темпе наблюдается ослабление внимания к тексту, затрудняется синтез составных частей предложения. Оптимальным для слушателей считается темп предъявления информации, соответствующий темпу его говорения на родном языке. Трудности аудирования, возникающие вследствие расхождения между темпом восприятия и предъявления информации, могут преодолеваться в результате увеличения длины пауз между смысловыми частями текста. Убыстрение темпа (по сравнению с нормальным, естественным для данного индивидуума) связано с сокращением длительности гласных и согласных, а замедление – с преимущественным увеличением длительности гласных. Т. р. – направление обучения в рамках занятий по фонетике и аудированию.
формы речи
ФОРМЫ РЕЧИ. Формы (способы) осуществления речевой деятельности. Речевая деятельность может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме.
единицы речи
ЕДИНИЦЫ РЕЧИ. Коммуникативные единицы, образующиеся в процессе общения и организующие это общение. Результат комбинирования единиц языка в процессе общения. Общими свойствами Е. р. являются их производимость, сложное строение и способность входить в более крупные образования. К Е. р., выделяемым по формально-смысловым критериям в составе различных речевых образований, относят высказывания в составе речевого акта, реплики в составе диалога, а также предложения, слова, словосочетания, если они включены в речь.
органы речи
ОРГАНЫ (от греч. organon – орудие, инструмент) РЕЧИ. Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). О. р. образуют произносительный аппарат человека, работа которого определяется командами, поступающими из мозга. Выделяют активные О. р. (подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука: язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник) и пассивные (неподвижные органы, неспособные к самостоятельной работе и при образовании звуков, служащие точкой опоры для активных О. р.: зубы, альвеолы, гортань). В качестве движущей силы при образовании звуков (для получения струи воздуха) используются диафрагма, легкие, бронхи, трахея. При овладении иноязычным произношением постановка О. р. является необходимым промежуточным этапом работы. См. также речевой аппарат.
ритмика речи
РИТМИКА РЕЧИ. Воспринимаемое человеком чередование ударных и безударных слогов в речевом потоке. Специальным образом упорядоченное чередование ударных и безударных слогов является основой стихотворного ритма.
техника речи
ТЕХНИКА РЕЧИ. Совокупность умений и навыков, связанных с внешними качествами устной речи (дикция, жесты, логическое ударение, интонация, мимика, кинесика, паралингвистика).
чистота речи
ЧИСТОТА РЕЧИ. 1. Качество речи, заключающееся в отсутствии ошибок. В преподавании языков допускается «снисходительное отношение» к ошибкам в речи студентов-иностранцев, изучающих русский язык, если такие ошибки не нарушают процесс коммуникации. 2. Одно из коммуникативных качеств речи. Чистой считается речь, в которой отсутствуют элементы, чуждые литературному языку по нравственным и эстетическим соображениям. Нарушения Ч. р. в таком случае возникает за счет использования вульгаризмов, унижающих достоинство адресата, а также слов-паразитов, засоряющих речь, жаргонизмов, просторечной лексики. Исследователи утверждают, что чистой является речь уважительно-доброжелательная и не содержащая пустых форм (Введенская, Павлова, 1995).
ясность речи
ЯСНОСТЬ РЕЧИ. Характеристика речи, устанавливаемая на основе ее соотнесения с возможностями восприятия. Я. р. является одним из коммуникативных качеств речи. Ясной называют речь, которая без затруднений воспринимается адресатом. В области лексики неясным для адресата может быть текст, содержащий незнакомую лексику, особенно термины. К неясности может также привести употребление диалектизмов, жаргонизмов, фразеологии, устаревших и новых слов. Для их понимания необходимо разъяснение значения слов, в том числе с использованием перевода и наглядной семантизации. На занятиях по языку такие разъяснения либо предшествуют работе над текстом, либо даются в процессе чтения или аудирования  текста. К неясности речи обычно приводят ее многословие, чрезмерная синтаксическая сложность и др. Особенно часто это имеет место в условиях устного общения, где трудными в плане Я. р. являются сложные словосочетания, предложения с несколькими видами осложнения, сложные синтаксические конструкции  с сочинением и подчинением.

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать