Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 362 результата

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Существительное, мужской род, 2-е склонение
Тот, кто преподаёт какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель.
Подробнее
учитель

учитель1, -я, мн. учителя, -ей (преподаватель)

учитель

учитель2, -я, мн. -и, -ей (основоположник учения)

Ответы справочной службы

В изолированном предложении "Человечество смотрит (в)даль" возможно ли использовать наречие "вдаль"? Учитель настаивает на варианте "в даль". Если это действительно единственно верный вариант, то по какому правилу? Заранее благодарю за ответ.

В данном случае правильно слитное написание: человечество смотрит вдаль. Раздельно пишется сочетание предлога в и существительного даль, управляющего другим существительным или допускающего при себе определение, например: в даль моря, в даль веков, в даль прожитых лет, в даль времен, в даль туманную. Кроме того, раздельное написание корректно после глаголов с приставкой в-: вглядываться, всматриваться в даль. См. в «Орфографическом комментировании русского словаря».

Страница ответа
В прошлой версии сайта статья из толкового словаря была ко всем словам. Почему сейчас это не так?

Ваш вопрос не вполне понятен, но все же попробуем ответить. Словари, представленные на портале, включают разное количество слов и словарных статей. Так, в «Русском орфографическом словаре» статей больше, чем в других словарях, например в «Большом толковом словаре русского языка». Но, пользуясь словарями, нужно учитывать, что во многих из них не у каждого слова есть своя собственная словарная статья, некоторые слова (или сочетания слов) можно найти в текстах словарных статей других слов. Например, в «Большом толковом словаре русского языка» слово учительница включено в статью учитель, а в «Русском орфографическом словаре» учительница и учитель — две самостоятельные статьи. При этом в «Русском орфографическом словаре» собственное имя часто входит в статью производного от него слова (Ломоносов — в статью ломоносовский, Новосибирск  новосибирский, Лиссабон — лиссабонский, Прудон  прудонизм и проч.), составное название, фразеологизм — в статью одного из входящих в него слов (лог, луна), в одной статье могут сопоставляться два слова, два произносительных варианта слова (эдем, ладаки и ладакхи). При обновлении портала количество словарных статей в словарях не изменилось, а вот словарей стало больше.

Страница ответа
Как правильно оформить дефисное написание существительного с фразой из нескольких слов? Например: "репетитор-школьный учитель", "репетитор-преподаватель вуза" Здесь имеется в виду конкретизация специальности репетитора. Не будет ли такое написание ошибочным?

В этих случаях вместо дефиса ставится тире в соответствии с правилами координации. Приложения школьный учитель и преподаватель вуза, относящиеся к существительному репетитор, неоднословны: репетитор — школьный учитель, репетитор — преподаватель вуза (сравним сочетание с однословным приложением: репетитор-студент). См. об этом пункт 1 параграфа 154 полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина (раздел «Орфография»).

Страница ответа

Справочники

III. Буква Э

§ 8. Буква э пишется только в следующих русских словах: этот, этакий, этак, экий, эк, эй, эх, эхма, эва, эге. § 9. В иноязычных словах употребление буквы э определяется следующими правилами: 1. В начале слов э и е пишутся в соответствии с произношением, например: с одной стороны – эра, эллин, этика, экзамен, эвкалипт; с другой стороны – егерь, ересь, Европа, ералаш. 2. После гласных (кроме и) ...

...сэр*Комментарий редакции портала В конце ХХ и начале ХХI века в русском языке появилось много новых заимствований, в которых после букв, обозначающих твердый согласный, прочно закрепилась и была зафиксирована в академическом орфографическом словаре буква э, например: компакт-вэн, мэм, мэрия, мэтр (учитель...

...III. Буква Э...

Человек в футляре

Человек в футляре - о том, кто замкнулся в кругу узких, мещанских интересов, отгородился от реальной жизни, боится нововведений и перемен. Выражение восходит к одноименному рассказу А. П. Чехова. Главный герой этого произведения - учитель древних языков Беликов, который полностью отгородился от современной ему действительности: «... У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы ...

...Главный герой этого произведения - учитель древних языков Беликов, который полностью отгородился от современной ему действительности: «......

...Человек в футляре...

После того(,) как

ПОСЛЕ ТОГО(,) КАК, союз Придаточные предложения, присоединяемые союзом «после того(,) как», выделяются (или отделяются) запятыми. При этом союз может целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но может и расчленяться (в этом случае запятая ставится между частями союза, перед словом «как»). О факторах, влияющих на расстановку знаков препинания, см. в Прил. 3. После того как Мересьев, расправившись с «фокке-вульфом», вывел ...

... А после того как Гиммлер провел операцию по уничтожению Рэма, после того как были расстреляны его учитель Штрассер и еще четыре тысячи ветеранов партии, борзописцы немедленно сочинили миф о том, что именно Гиммлер стоял рядом с фюрером с самого начала движения. Ю....

...После того(,) как...

Учебник

Однородные члены предложения

Основное внимание в этом правиле – на союзах или их отсутствии. Коварными могут оказаться и парные, и повторяющиеся союзы. Рассказываем, как не запутаться.

...Основное внимание в этом правиле – на союзах или их...

...Учитель математики сказал, что моё вчерашнее выступление у доски — и смех и грех....

....: Учитель казался мне строгим, но справедливым. Я хотел посмотреть в словаре значение слова «антагонист», да забыл, как оно пишется....

...Однородные члены предложения...

Уточняющие члены предложения

Уточняющие члены предложения, обстоятельства и определения, обособляются. Здесь, в нашем правиле, вы узнаете об этом почти всё. А ещё научитесь расставлять знаки препинания в адресах.

...Уточняющие члены предложения, обстоятельства и определения...

...На прошлой неделе, во вторник, учитель алгебры провёел контрольную без предупреждения (обстоятельство времени). На выпускном всё было даже слишком торжественно, с банкетом и скучными танцами (обстоятельство образа действия)....

...Уточняющие члены предложения...

Сложное бессоюзное предложение

Встретилось бессоюзное предложение – готовимся выбирать знак: двоеточие ли нужно поставить, тире, запятую или точку с запятой. Вариантов много; каждый мы разложили по полочкам.

...Встретилось бессоюзное предложение – готовимся выбирать...

...  Во второй части предложения содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой части (перед второй частью можно вставить союзы словно, будто): Учитель на нас смотрит — гипнотизирует забывших всё за каникулы учеников....

...Сложное бессоюзное предложение...

Журнал

«Пространство грамотности в современной школе» обсудят с участием Грамоты 1 ноября

Панельная дискуссия «Пространство грамотности в современной школе как инструмент повышения образовательных результатов в целом» пройдет 1 ноября в 16:30–18:00 в выставочном комплексе «Гостиный двор». Основные темы для обсуждения: Грамотность как базовый навык и основа для освоения всех предметов в школе.  Как сделать русский язык и литературу интересными? Инновационные методы и инструменты преподавания. Роль привлекательного образовательного ...

...Дискуссия пройдет в рамках VII Международной выставки...

...В дискуссии примут участие Марина Моисеева, независимый консультант по образованию, кандидат педагогических наук, основатель проекта School-Guru; Александр Гулин, директор частной школы «Снегири», автор подкаста «Расписание на завтра»; Денис Слонимский, учитель...

...«Пространство грамотности в современной школе» обсудят...

Новый учебный год и новое правописание

Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка лицея № 1525 города Москвы, старший научный сотрудник отдела диалектологии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, кандидат филологических наук, член Орфографической комиссии РАН, ответила на вопросы нашего корреспондента Марины Шевцовой.

...Интервью с филологом и школьным учителем Ольгой Кармаковой...

...Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка лицея № 1525 города Москвы, старший научный сотрудник отдела диалектологии Института русского языка им. В. В....

...Ваш первый учитель русского языка? О. К.: В средней школе — Нина Сергеевна Кувинова, заслуженный учитель России, а в начальной школе — Анна Парменовна Бакулкина. А вообще, учитель должен любить детей, иначе у него ничего не получится, и, конечно, знать и любить свой предмет....

...Не бывает учителя, который бы один раз научился и этими материалами всю жизнь пользовался, учитель все равно всегда повышает свою профессиональную квалификацию. Раз ты учитель, ты обязан всю жизнь учиться....

....: Я как учитель, работающий десять лет в лицее, полагаю, что новая редакция правил русской орфографии и пунктуации необходима, потому что правила, по которым мы пишем, были приняты в 1956 году....

...Новый учебный год и новое правописание...

Кому и зачем нужен Национальный корпус русского языка

Девятнадцать лет назад в России появился электронный онлайн-корпус русскоязычных текстов. Сегодня этот корпус — Национальный корпус русского языка, или НКРЯ —  насчитывает больше двадцати отдельных корпусов и более двух миллиардов словоупотреблений. На вопросы Грамоты о том, какую роль играет НКРЯ в лингвистической науке и не только, ответили менеджер НКРЯ, старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, и. о. заведующей лабораторией цифровой документации русского языка ИППИ РАН, кандидат филологических наук Анастасия Козеренко и продакт-менеджер компании «Яндекс», кандидат технических наук Ирина Виноградова.

...Получить всю картотеку одним кликом и другие, менее...

...Девятнадцать лет назад в России появился электронный...

...Школьник или учитель могут найти здесь, например, сравнительную форму наречий с приставкой по-: пониже, побольше, попроще, попозже. Учитель может искать примеры из литературы, выбирая их в соответствии с возрастом и уровнем учеников.  Основной корпус — для всех....

...Кому и зачем нужен Национальный корпус русского языка...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать