Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Татьяна Рик — первый лауреат премии портала

Наш портал учредил премию «За творческое отношение к русскому языку и любовь к детям» для авторов наиболее доступных и интересных учебных пособий по русскому языку. Первым лауреатом стала Татьяна Рик — автор серии «Веселые учебники по русскому языку». Вручение премии состоялось 20 марта 2001 года в Библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино. Учебники Татьяны популярны в большинстве регионов России, в государствах бывшего СССР, в Европе — Германии, Англии, Франции, где по ним учатся студенты-слависты, — и, как говорят, даже в ЮАР.

Грамота: Татьяна, скажите, в чем принципиальное отличие ваших учебников от всех остальных?

Татьяна Рик: Прежде всего, в том, что мои учебники одновременно являются грамматическими сказками с выстроенной сюжетной линией. Сухие лингвистические понятия персонифицируются, превращаются в симпатичных человечков и начинают играть с героями повествования (учительницей и тремя ее учениками, переходящими из книжки в книжку), рассказывая попутно веселые истории и стишки, после которых грамматические правила надолго задерживаются в памяти читателей. Кроме того, в моих учебниках есть три уровня сложности: некоторые морфологические понятия изучаются в школе уже с первого класса, другие — с третьего, а самые сложные — с шестого. Соответственно, герои моих сказок — первоклассник, третьеклассница и шестиклассница, которые путешествуют сначала все вместе, а по ходу своих приключений расстаются и встречаются вновь, в зависимости от того, о каком учебном материале идет речь. Естественно, самое длинное путешествие, наиболее насыщенное приключениями и встречами, получается у шестиклассницы: ей надо многое повторить и еще больше узнать нового.

А как у вас родилась идея создания подобных учебников?

Т. Р.: Раньше я преподавала русский язык и литературу в школе и в результате набрала достаточно материала, чтобы написать свой собственный учебник. Ни в коем случае я не собиралась тягаться с общепринятым школьным учебником, по которому учились мы и учатся наши дети, но в моих силах было сделать к этому учебнику веселое игровое дополнение. В общем, можно сказать, что книги родились из моих учительских конспектов.

И что, вы написали книжку и так вот прямо принесли ее с улицы в издательство? Или вам кто-то помогал?

Т. Р.: Счастливое стечение обстоятельств. В свое время, еще учась в институте, я оказалась чуть ли не единственной студенткой, которая не опоздала на встречу с Эдуардом Успенским. Пока ждали остальных, я показала ему свои литературные опыты и получила приглашение обращаться за советом и помощью. Эдуард Николаевич дал мне свой телефон, и вот, спустя несколько лет, я им воспользовалась. Опять-таки по счастливому стечению обстоятельств: издательство «Самовар», возглавляемое тогда Успенским, затеяло издать серию веселых учебников. По сути, я оказалась на волне нового проекта образовательной литературы. Так вышла моя первая книга «Здравствуйте, Имя Существительное!», за которой последовали и остальные.

Сколько их уже вышло?

Т. Р.: Пять: про существительное, прилагательное, глагол, наречие и причастие. Готовится к изданию шестая (деепричастие). К новому учебному году, возможно, выйдет сборник игр на уроках русского языка в пятом классе. Скорее всего, он будет называться «Змеюльки-Горынычки и 5-й А».

Какая из ваших книг у вас самая любимая?

Т. Р.: Трудно сказать, наверное, про глагол.

В ваших книгах очень выразительные иллюстрации, замечательно дополняющие текст. Как вам удалось объяснить свою идею художнику?

Т. Р.: Очень просто. Художника зовут Татьяна Рик.

Татьяна, вы пишете только учебно-методическую литературу?

Т. Р.: Нет, почему же. Я пишу сказки, которые печатают в разных изданиях, страшилки, стихи...

Если уж речь зашла о стихах, расскажите, пожалуйста, в завершение нашей беседы какое-нибудь из своих грамматических стихотворений.

Т. Р.:  Ну вот, пожалуй, коротенькое — про определение кратких причастий:

Бились над этим давно мудрецы,
Письма с ответом носили гонцы:
Комната вымыта — взяты слова,
Правильно задан вопрос — КАКОВА?
Комната вымыта — ищут ответ:
действие есть или действия нет?
И, наконец, — долгожданная весть:
Комнату ж вымыли — действие есть!
Счастья давно не видали такого:
КРАТКИМ ПРИЧАСТИЕМ названо слово.

Спасибо, Татьяна. По-моему, и в самом деле очень все понятно объясняется.

Ксения Молдавская, критик детской литературы, редактор, журналист

Еще на эту тему

Как сделать классические тексты понятными современным школьникам

Онлайн-конференция 23 декабря посвящена запуску проекта «Слово Толстого»

все публикации

Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ