Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 9 словарных статей
понятие

ПОНЯТИ|Е, -я, род. мн. понятий, ср., нд., II г. ! Не путать с понимание.

1.0. Основная единица знания, представляющая собой обобщённую мысль о каком-л. предмете, явлении и т. п., а ткж. такая единица как результат и инструмент осмысления действительности или её фрагмента в рамках какой-л. науки, техники, искусства и т. п.

Абстрактное (общее, отвлечённое, конкретное, родовое, видовое, категориальное, основное, базовое, центральное, важное, периферийное, вспомогательное, широкое, узкое, [не]точное, [не]чёткое, неопределённое, расплывчатое, [не]понятное, сложное, простое, примитивное, новое, современное, необходимое, устаревшее, бытовое, обыденное, наивное, мифологическое, [не]научное, антинаучное, философское, логическое, математическое, лингвистическое, лексическое, медицинское, физическое, искусствоведческое, не поддающееся определению …) понятие; разные (противоположные, несовместимые, сходные, близкие, взаимопересекающиеся, взаимосвязанные, соотносительные, смежные …) понятия. Понятие «добро» («грех», «стоимость», «перспектива», «слово», «бесконечность», «дом», «крыша», «семья», «честь» …). Понятие добра (греха, стоимости, перспективы, лексической единицы, значения, категории, времени, пространства, семьи, взаимопомощи, чести, гармонии, красоты, прекрасного, безобразного …) о том, какое понятие; понятие какой-л. науки (математики, логики, медицины, техники, производства чего-л., агрономии, искусствоведения, графики …) об области использования; [какое-л.] понятие какого-л. учёного (какого-л. художника, Ломоносова, Достоевского …) о том, кто ввёл понятие. Понятие из какой-л. области (из какой-л. сферы деятельности, из какой-л. науки, из математики …). Объём (содержание, сущность, специфика, особенности, наличие, отсутствие, формирование, образование, определение, экспликация книжн., уточнение, формулировка, выражение, отражение, введение, автор …) какого-л. понятия; система (набор, классификация, пересечение, путаница …) понятий. Оперирование … какими-л. понятиями. Отказ … от какого-л. понятия. Операции … с какими-л. понятиями. Доказательство чего-л. … с помощью какого-л. понятия. Объяснение чего-л. … через какое-л. понятие. Ввести (предложить, использовать сов. и несов., понимать как-л., сформулировать, определить, эксплицировать сов. и несов., книжн., уточнить, выразить как-л., передать каким-л. словом, рассмотреть, заменить чем-л., подменить чем-л. …) какое-л. понятие; путать (смешивать …) какие-л. понятия. Дать определение … какому-л. понятию. Пользоваться (оперировать несов., книжн. …) каким-л. понятием. Вкладывать какое-л. содержание … в какое-л. понятие. Путаться … в понятиях. Что-л. стоит … за каким-л. понятием. Строить что-л. (основываться в чём-л. …) на каком-л. понятии. Спорить … о каком-л. понятии. Отказаться … от какого-л. понятия. Понимать что-л. … под каким-л. понятием. Оперировать несов., книжн. … с каким-л. понятием. Доказывать что-л. … с помощью какого-л. понятия, через какое-л. понятие. Какое-л. понятие существует несов. где-л., у кого-л. (отсутствует несов. где-л., у кого-л., возникло когда-л., где-л., введено кем-л., когда-л., устарело, вызывает споры, объясняет что-л., используется где-л., для чего-л., обозначается как-л., чем-л. …). □ Для него не существует понятия «жалость», так уж он воспитан. Какое содержание вы вкладываете в понятие гармонии? Система основных математических понятий сложилась в глубокой древности.

2.0. зд. ед. Обладание сведениями, знаниями о ком-чём-л., определённая осведомлённость в чём-л.   Син. представление.

Некоторое (общее, небольшое, расплывчатое, кое-какое разг., [не]правильное, [не]верное, точное, ясное, слабое, смутное, наивное, книжное, примитивное, его …) понятие о ком-чём-л. Понятие о ком-чём-л. какого-л. человека (студента, кандидата на что-л. …) о том, чьё понятие; понятие о ком-чём-л. ребёнка (дилетанта …) о том, какое понятие. Понятие о детях (о животных, о технике, о компьютерах, о математике, о ремонте, о воспитании, о деревне, о какой-л. жизни, о характере кого-чего-л. …); понятие о том, как (каким образом, кто, что, сколько …) с придат. Иметь несов. (составить себе, дать кому-л., сформировать у кого-л., продемонстрировать …) какое-л. понятие о ком-чём-л. У кого-л. сложилось … [какое-л.] понятие о ком-чём-л.; у кого-чего-л. (напр., у какого-л. человека, у студентов, у властей …) есть [какое-л.] понятие о ком-чём-л., нет никакого понятия о ком-чём-л. □ У меня нет никакого понятия об этой стране, я вообще о ней впервые слышу. Он не имеет ни малейшего понятия о том, кто это мог сделать. Наша задача – сначала дать студентам общее понятие о системе глаголов английского языка. ● 2.1. зд. мн. в знач. ед. Определённый взгляд на что-л., характер восприятия чего-л., точка зрения на что-л.   Син. представление. Странное п. о дружбе. По его понятиям такой поступок непростителен. У нас совершенно разные понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. ● 2.1.1. зд. мн. Глубина и характер осмысления чего-л., воспринимаемого, переживаемого и т. д. Применяться к понятиям детей. ● 3.0. разг. Определённое в качественном отношении явление. Хорошая работа – п. относительное. Женская дружба непростое п.

  Без понятия прост. – а) кто-л. – о том, кто ничего не понимает, не способен понять. □ Что-то ты сегодня совсем без понятия, не выспался что-ли или после праздника никак не отойдёшь?; б) не знать, не иметь представления. □ Простите, не скажете, как пройти на улицу Волгина? – Без понятия. По понятиям (что-л. делать) прост. – не на законных основаниях, а исходя из сложившейся в какой-л. среде (чаще криминальной) системы взглядов, оценок, моральных установок. С понятием с оттенком прост. – а) кто-л. – об умном, знающем, толковом человеке; б) (что-л. делать, что-л. делается) – с умом, с пониманием дела. Понятия не имею разг. – не знаю, не имею представления. □ Понятия не имею, что теперь делать. Не иметь понятия с какого боку / бока подступиться (подойти) к кому-л. – см. бок. Что-л. понятие растяжимое – о чём-л. нечётком, неопределённом, допускающем различное понимание. □ Счастье, согласитесь, понятие растяжимое.

|| Морф. поня=тиj-е. Дер. От глаг. понять (См.).

понятие
ПОНЯТИЕ, -я; ср. 1. Мысль, отражающая существенные свойства и необходимые признаки предмета или явления. П. времени. П. качества. П. треугольника. Понятия науки. Отражение понятий в значениях слов. 2. только ед. Представление о чём-л.; знание, понимание чего-л. Дать основное п. стоимости. Получить некоторое п. о предмете. Понятия не имею (разг.; не знаю, не имею представления о ком-, чём-л.). С понятием кто-л. (разг.; знающий, толковый). С понятием делается что-л. (разг.; умно, со знанием дела). Без понятия кто-л. (разг.; ничего не понимает). П. растяжимое (нечто неопределённое). // обычно мн.: понятия, -ий. Уровень понимания чего-л.; совокупность взглядов на что-л. Применяться к понятиям слушателей. Нравственные понятия. У детей свои понятия о хорошем и плохом. Человек со странными понятиями. // Разг. Мнение о ком-, чём-л., оценка кого-, чего-л. Составить себе п. о ком-л. Понятийный, -ая, -ое. Спец. П-ые категории.
понятие

ПОНЯТИЕ, -я, ср., только ед. Результат интеллектуального процесса, представляющий собой логически оформленную мысль о классе предметов, явлений; идея о чем-л. Понятие космоса.

понятие

ПОНЯТИЕ, -я, ср. Результат интеллектуальной деятельности, представляющий собой систематизацию сведений о каком-л. явлении и называние этого явления. Понятие о слове.

понятие

ПОНЯТИЕ, -я, ср. Результат интеллектуальной деятельности, представляющий собой суждение о классе предметов, явлений. Он же… был помещик, занимающийся разведением коров, стрелянием дупелей и постройками, то есть бездарный малый, из которого ничего не вышло, и делающий, по понятиям общества, то самое, что делают никуда не годившиеся люди (Л. Т.).

понятие

Понятие, представление, идея.
См. иметь понятие, прививать правильные понятия

иметь понятие

иметь понятие см. знать

понятие
ПОНЯТИЕ. Одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического обобщения. П. имеет абстрактный, не наглядный характер. Содержание П. нельзя себе наглядно представить. Понятийное содержание мышления на родном языке складывается у человека в процессе формирования его личности. При обучении иностранному языку имеет место коррекция объема П. двух языков, выражаемых лексически и грамматически. П. нельзя сводить к представлению или отрывать от него (см. лексика). В П. различают содержание и объем. Содержание П. – это совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в П. Объем П. – множество обобщаемых в нем предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. В зависимости от объема П. делятся на единичные, собирательные, общие.
В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большое значение имеет различение так называемых житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности человека, опосредствованной его общением с другими людьми. Научные же П. систематичны, имеют четкие признаки, а их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения.

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Существительное, средний род, 2-е склонение
1.
Мысль, отражающая существенные свойства и необходимые признаки предмета или явления.
П. времени. П. качества. П. треугольника. Понятия науки. Отражение понятий в значениях слов.
Подробнее

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать