Ответы справочной службы
Глагол купаться шире по значению. «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова определяет его так: погружаясь в воду, обмываться, плавать, плескаться. Так что на речке можно и купаться, и плавать.
Страница ответаСправочники
Верно ли утверждение, что названия языков (русский, английский, эсперанто) являются именами собственными? Вот что сказано о собственных и нарицательных существительных в "Русской грамматике": По признаку называния предмета как индивидуального или как представителя целого класса все существительные делятся на собственные и нарицательные. Существительные собственные (или имена собственные) – это такие слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс ...
...Назовите судно "Геркулес" или "Богатырь" – перед ним льды расступятся сами, а попробуйте назовите свое судно "Корыто" – оно и плавать будет, как корыто, и непременно перевернется где-нибудь при самой плохой погоде>>. А. Некрасов)....
...Имена нарицательные и собственные...
Плакать (плакаться) в жилетку (шутл. ирон.) - жаловаться кому-либо на свою горькую судьбу, ища сочувствия, поддержки. Выражение собственно русское. Произошло от обыкновения жалующихся на судьбу припадать, плача, к груди (или плечу) человека, у которого они ищут сочувствия.
...Плакать (плакаться) в жилетку (шутл. ирон.) -...
...Плакать в жилетку...
НАДО ДУМАТЬ / ПОЛАГАТЬ, вводное сочетание То же, что «может быть, по всей вероятности». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Ну, вот и ревизор! что ж что ревизор! нет, кабы вот Павла Трофимыча Перегоренского к ревизии допустили – этот, надо думать, обревизовал бы! М. Салтыков-Щедрин, Приезд ревизора. Тобольский купчишка, надо думать, обманул своих… П. Бажов, Дорогой земли виток. Надо ...
...НАДО ДУМАТЬ / ПОЛАГАТЬ, вводное сочетание...
...Надо думать / полагать...
Журнал
К шестидесятилетию «Орфографического словаря русского языка» предлагаем вашему вниманию публикацию, рассказывающую об истории одного написания, которое кажется нам сейчас привычным и единственно возможным, а 80 лет назад считалось ошибочным. Это написание «плавучий».
...К шестидесятилетию «Орфографического словаря русского...
...К шестидесятилетию «Орфографического словаря...
...Отстаивать форму плавучий на том основании, что она происходит не от глагола плыть, а от глагола плавать, не приходится, потому что такое словообразование в корне неверно. Причастная форма от глагола плавать была бы только плавающий....
...Во-первых, под ударением корень -плов- не встречается никогда, ударными оказываются только -плав- и -плыв- (плавать, плыть)....
...Носители языка, записывая плавучий, подчинялись общей закономерности русской орфографии: в безударной позиции пишем ту же букву, что и в ударной в той же части слова: плавать — плавучий....
...Даль в своем словаре приводит форму пловучий — могущий плавать, не тонущий или устроенный для плавания: пловучий мост — заводной, на судах и плотах; пловучая батарея — боевое судно, назначенное не для хода, а для стоянки и защиты берега4....
...Правило написания корня -плов- (-плав-) формулировалось следующим образом: «Корень плав — плов пишется с буквой о только в следующих словах: пловец, пловучий, пловучесть; в остальных случаях пишется а: плавать, поплавок, жук-плавунец»....
...Плавучий или пловучий?...
Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.
...Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли...
...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...
... Мы можем просто плавать в бескрайнем океане языка, а можем выстраивать траекторию от точки А к точке В и видеть результат в точке В. Этот результат определяется, как правило, формулировкой «я могу что-то делать с помощью языка»....
...Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению...