ОБЪЯСНЕНИЕ. 1. Общедидактический метод обучения, словесное толкованиенового материала. На занятиях на основе прямого метода обученияи его современных модификаций, а также при использовании интенсивных методовО. отводится вспомогательная роль, так как при установке на практическое овладение языком усвоение лексико-грамматического материала в рамках названных методов осуществляется преимущественно интуитивно и глобально в ходе беспереводного ознакомления с ним и в процессе речевой практики. В работе по коммуникативным методамО. осуществляется в форме предъявления инструкций и правил, знание которых необходимо для самостоятельного построения фразы в соответствии с темой общения и для понимания иноязычной речи при слушании и чтении. Более развернутый характер О. носит при работе по сознательно-практическому методу обучения. Здесь в процессе О. предусматривается усвоение знаний, являющихся основой формируемых навыков и умений. На занятиях с филологами использование метода О. предусматривает достаточно подробное сопоставление систем двух языков. 2. Вид речевого сообщенияпо способу выражения мыслей. Объектом О. являются действия, процессы, события и их взаимосвязь. В О. раскрываются цели и средства действий отправителя речи, причины и следствия, проблемы и их решение, предпосылки деятельности человека, описываются процессы и особенности их развития. О. преследует цель создать определенное мнение о предмете речи или изменить имеющееся у участников общения мнение о нем. Ср. аргументация, инструкция, описание, повествование.