Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найден 31 ответ
№ 311256
Добрый день. У Достоевского встречается "педагогичка". Это слово возникло от "педагог" по аналогии с другими феминитивами на -ичка (как медик–медичка, но только с помощью цельного суффикса -ичк, а не -ик + -к) или в результате сокращения от прил-го (как технический–техничка)?
ответ

На Ваш вопрос отвечает Ирина Владимировна Фуфаева, кандидат филологических наук, автор книги «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция» (М., 2020).

Феминитив педагогичка возник после появления в Санкт-Петербурге в 1859 году первых педагогических женских курсов при Мариинской гимназии. Затем такие курсы появились и при других гимназиях. Педагогичками стали называть девушек, которые там обучались. Феминитив был образован от прилагательного педагогический с суффиксом -к(а), а не от существительного педагог, отличался от него по смыслу и был непарным. 

В переписке И. А. Гончарова с великим князем Константином Константиновичем в 1889–1890 годах встречаются номинации, видимо, одной и той же девушки: бывшая педагогичка, воспитанница Женских Педагогических курсов, бывшая слушательница Педагогических курсов, ср: Недавно я имел маленькое сведение о Вашем Высочестве от воспитанницы Женских Педагогических курсов, где Вы… удостоили присутствием их классы. Кстати о воспитанницах. Одна из них, именно Трейгут находится на 3м курсе» [И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1889)]; Я знаю, что вам трудно писать, но может быть барышня Трейгут, бывшая слушательница Педагогических курсов, с ваших слов напишет несколько строк для нашего успокоения [Константин Константинович (К. Р.). Письмо И. А. Гончарову (1890)]; ― В добавок дети ее, девочки, в том числе и бывшая педагогичка, уехали  на какой-то вечер в Коломенскую Гимназию [И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1890)].

При этом, поскольку выпускниц курсов тоже называли педагогичками и они работали педагогами (учительницами и гувернантками), слово естественным образом сблизилось с существительным педагог. Далее существительное стало употребляться как феминитив к слову педагог, хотя первое значение у него сохранялось и в раннесоветское время.

18 октября 2023
№ 309404
Здравствуйте! Помогите пожалуйста. Нужно оформить вступительную часть заявления: от кого и кому оно адресовано. 1. От кого подано заявление? (Константин Скворцов, Николай Жерех, Сергей Жур, Михаил Фоменко, Евгений Крыса, Петр Горло). 2. Кому адресовано заявление? (Наталья Седых, Антонина Венда, Мария Мицкевич, Светлана Карась, Анна Шевченко, Елена Ремесло).
ответ

Чтобы выбрать правильную форму фамилии, воспользуйтесь, пожалуйста, «Письмовником».

23 марта 2022
№ 305478
Доброго времени суток! Вот предложение, с которым возникла заминка: Он только открыл рот, чтобы ответить ей, как со стороны послышалось громкое: «Осторожно!». Правильно ли, что после кавычек ставится точка, и можно ли написать это предложение так: Он только открыл рот, чтобы ответить ей, как со стороны послышалось громкое «осторожно!». Искренне благодарю за ответ! С уважением, Константин.
ответ

Если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Он только открыл рот, чтобы ответить ей, как со стороны послышалось громкое «Осторожно!».

Если бы в прямой речи не было восклицательного знака, ее следовало писать с маленькой буквы.

4 мая 2020
№ 300197
Здравствуйте! Будьте добры, нужен ответ на вопрос: "Он со своим коллективом качественно реконструирует/реконструируют старинное вооружение" – -ет или -ют? Спасибо за ответ! Константин
ответ

В данном случае корректно употребление сказуемого в форме ед. ч.

3 апреля 2019
№ 299841
Здравствуйте! Пожалуйста, очень нужен ответ: Человек подумал, что он самый умный_ и бросил туда камень. – Нужна ли запятая после "умный"? Спасибо за ответ! Константин
ответ

Да, нужна.

27 февраля 2019
№ 298157
Здравствуйте! Будьте добры, чрезвычайно нужен ответ на вопрос: Я... я не знаю ИЛИ Я... Я не знаю – после отточия прописная или строчная? Мне... это не нужно ИЛИ Мне... Это не нужно? Спасибо за ответ! Константин.
ответ

Здесь многоточия ставятся внутри предложений, чтобы передать прерывистый характер речи. Поэтому слова после многоточий пишутся с маленькой буквы.

24 сентября 2018
№ 297908
Будьте добры, ответьте на вопрос: отстань или пожалеешь; отстань от меня или пожалеешь – нужны ли запятые в этих предложениях? В конце предложений точка, не восклик. Заранее спасибо за ответ! Константин.
ответ

Верно с запятой: Отстань, или пожалеешь.

28 августа 2018
№ 291059
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, есть ли возможность проверить текст (выдержку или отрывок) онлайн у Вас на портале путем выгрузки текста? Или же интересующий текст необходимо проверять по частям используя всевозможные справочники? Заранее благодарю за ответ! С уважением, Константин Викторович!
ответ

Сейчас такой возможности на портале нет.

22 ноября 2016
№ 288722
Как правильно в дательном падеже: Кедь Константину или Кедю Константину?
ответ

Верно: Кедю Константину (им. п. - Кедь Константин).

29 мая 2016
№ 277217
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно: замена чему или чего? Монахи варили пиво для собственного потребления в качестве замены скоромной пище(и) на время Великого поста. Заранее благодарен, Константин
ответ

Возможны оба варианта.

22 августа 2014

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать