Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 8 336 результатов

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Предлог
Указывает на место, в непосредственной близости от которого что-л. находится; около, возле, у, рядом с.
Подробнее

Ответы справочной службы

Уважаемая Грамота! Пожалуйста, прекратите игнорировать этот вопрос. Употребление сочетания «по итогу» (вместо «в итоге» или «по итогам») нормативно? Из каждого утюга уже слышу. Даже в речи журналистов. Режет ухо невероятно.

Прежде всего констатируем: сочетание по итогу создано в соответствии с нормами русской грамматики. Типичное употребление сочетания предлога и существительного по итогу можно проиллюстрировать цитатой из «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского: «Окончательный же расчет, уплата по итогу может произойти даже гораздо скорее». В современной разговорной речи встречаются высказывания, в которых сочетание по итогу используется для обозначения результата некоего процесса, и именно такое употребление, как можно предполагать, Вы имеете в виду. Например, можно услышать фразы типа по итогу сделано было все как полагается; они заболели по итогу. Действительно, более корректными видятся варианты с сочетанием в итоге или в результате: в итоге сделано было все как полагается; они заболели в результате. Здесь снова констатируем: в таких вариантах сочетания в итогев результате выступают в роли слов союзного типа со значением обусловленности. Очевидно, что в этой особой текстовой роли сочетания в итоге и в результате (ср. с наречным сочетанием в конце концов) стали употребляться отнюдь не сразу. Вероятно, похожий процесс (перехода в новый грамматический статус) происходит сейчас и в «жизни» сочетания по итогу. Можно допускать, что говорящие стремятся выразить определенные смысловые нюансы при выборе этого сочетания. Вывод: грамматические средства русского языка могут изменять и расширять сферу употребления. У наблюдателей (позитивно и критично настроенных) есть возможность собрать интересный языковой материал и попробовать свои силы в его анализе.

Страница ответа
К вопросу №313759. А если заменить это "ага" на имеющее в данном контексте то же значение немеждометие (наречие), двоеточие возможно? Например: Правильно(:) три с половиной! Или: Верно(:) три с половиной!

В данном случае Правильно и Верно — нечленимые предложения, выражающие согласие или подтверждение. Тем самым они близки к междометиям. Пунктуация при них соответствующая: Правильно, три с половиной! или Правильно! Три с половиной!

Страница ответа
Здравствуйте! Как записать междометия, образованные с помощью суффиксов от других, которые пишутся через дефис? Приведу пример: от "ох-ох-ох" образовалось разговорное слово "охохонюшки" (или "ох-ох-онюшки"?) . Я имею дело с персонажами-коровами, которые по примеру человеческого языка порождают такие слова на своем "коровьем": "умумушеньки" или "у-му-мушеньки"? Также проблемой стало мычание в составе слов. Герои, например, говорят: "Замууучательно!" Или лучше: "Заму-у-учательно?" Я прочитала ответы на похожие вопросы и вынесла из них, что случаи с протяжными гласными на письме жестко не регулируются, а остаются на усмотрение автора. Или я не права? Спасибо!

Это разные случаи. Охохонюшки пишется слитно, так как это новое слово, образованное от междометия ох-ох-ох при помощи суффикса.  Что касается протяжных гласных, то автор может использовать дефисы для обозначения протяжности гласных, как в слове Заму-у-учательно. Это делается для придания слову особой выразительности и для отражения особенностей произношения. 

Страница ответа

Справочники

Какой падеж нужен при отрицании?

Существительное, относящееся к глаголу с отрицанием, может иметь форму родительного или винительного падежа, например: не прочитал этой статьи – не прочитал эту статью. Трудность заключается в том, что в одних случаях тот или иной падеж является предпочтительным, а в других существует равная возможность употребления как родительного, так и винительного падежа. Когда нужен родительный падеж? При сочетании с глаголом не иметь: не имеет права, значения, смысла, намерения, понятия, влияния;

...Прежде при глаголах с отрицанием почти всегда употреблялся родительный падеж....

...При одушевленном существительном или при имени собственном: Со времени моего кондукторства я не люблю Лесную улицу (Пауст.); Но Суровцев уже понимал, что уйти, не повидав Веру, не в силах (Чак.)....

...Если отрицание не стоит не при глаголе, а при другом слове: не очень люблю стихи, не всегда читает книги, не вполне усвоил предмет (ср.: люблю стихи, но не очень; читает книги, но не всегда; усвоил предмет, но не вполне)....

...При наличии слов никакой, ничей, ни один:  не взял на себя никакой ответственности, не потерял ни одного грамма, не прочитал ни одной статьи. При глаголах восприятия, мысли: не понял вопроса, не знал урока, не чувствовал боли, не заметил ошибки, не видел дорожного знака....

...При наличии после существительного придаточного предложения со словом который: Он не прочитал книгу, которую я ему дал....

...Какой падеж нужен при отрицании?...

Об утверждении норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве госуд

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.08.2009 № 195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2009 № 196 «О внесении изменения в список высших учебных заведений и иных организаций, которыми проводится экспертиза ...

...Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.08.2009 № 195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» Приказ...

...Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2009 № 196 «О внесении изменения в список высших учебных заведений и иных организаций, которыми проводится экспертиза грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании...

...№ 401» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2008 № 401 «Об утверждении списка высших учебных заведений и иных организаций, которыми проводится экспертиза грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при...

...его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2007 № 152 «О порядке проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при...

...его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации...

...Об утверждении норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве госуд...

XI. Запятые при междометии

§ 157. Запятыми отделяются междометия эй, ах, о, ох, эх, ну и т. п. (о знаке восклицательном при междометиях см. § 183), например: Эй, берегись, под лесами не балуй! Брюсов О, вы были ребенок резвый. Пушкин Ох, уж эти мне ребята! Будет вам ужо мертвец. Пушкин Увы, любовник молодой, поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой. Пушкин Жизнь, увы, не вечный дар. Пушкин Нy, коли так, давай скорей чаю да позови дочерей. Пушкин – И, пустое!

...(о знаке восклицательном при междометиях см. § 183), например: Эй, берегись, под лесами не балуй! Брюсов О, вы были ребенок резвый. Пушкин Ох, уж эти мне ребята! Будет вам ужо мертвец. Пушкин Увы, любовник молодой, поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой....

...Не являются междометиями и, cледовательно, не отделяются запятыми частицы: о, употребляемая при oбращении, ну, ах, ох и т. п., употребляемые для выражения усилительного оттенка, например: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? Пушкин Но не хочу, о други, умирать....

...Запятые при междометии...

Учебник

Пояснительные конструкции

В этом правиле — самая основная информация о пунктуации при пояснительных конструкциях и кое-что о заглавных, или прописных, буквах.

...В этом правиле — самая основная информация о пунктуации при пояснительных конструкциях и кое-что о заглавных, или прописных, буквах....

...  Если пояснительные члены предложения вводятся при помощи союза или (в значении то есть), то запятая ставится и перед союзом, и после всей пояснительной конструкции. Самое важное — верно определить значение союза....

...Как пояснительная конструкция воспринимается и вторая часть в названиях произведений, если она вводится при помощи союза или. Важно знать, что в названиях такого типа первое слово после или пишется с прописной (заглавной) буквы: «Хоббит, или Туда и обратно»....

...Пояснительные конструкции...

НЕ с наречиями

Написание НЕ с наречиями нередко вызывает трудности. Чтобы не ошибиться невзначай, не спеша прочитайте правило и внимательно, не впопыхах, сделайте упражнения к нему.

...Написание НЕ с наречиями нередко вызывает трудности...

...Следует отличать противопоставления от конструкций иного рода, при которых союзы а и но близки по значению к хотя, при этом, всё-таки, тем не менее, например: Повар готовил вроде и невкусно, а полезно (хотя и невкусно, а при этом полезно)....

...Она говорила невесело, но (при этом) очень спокойно. Здесь не отрицается, что готовили вкусно, разговаривали охотно, говорили весело, а вводится ещё один сопутствующий действию признак....

...При наличии логического ударения они, наоборот, выражают утвердительное значение. В таких случаях возможно слитное написание, например: Последние слова прозвучали и ↓вовсе неразборчиво. Учёные иногда разговаривают ↓совсем непонятно. Написание не после разве также зависит от интонации....

...НЕ с наречиями...

Обособленные согласованные определения

Стоящее перед главным словом причастие не выделяется запятыми. А вот причастие, стоящее после главного слова, выделяется. Еще несколько сюжетов из жизни обособленных определений – в правиле.

...Стоящее перед главным словом причастие не выделяется...

...Сердитая и расстроенная, при директоре школы мама не подала вида, что мы с сестрой подвели её, сорвав три урока подряд (= не подала вида, несмотря на то что была сердитой и расстроенной)....

...Вопреки привычному правилу, при наличии добавочного обстоятельственного значения причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется: Уставший к концу учебного дня, Сергей Владимирович забыл задать нам домашнее задание (= забыл, потому что устал)....

...Обособленные согласованные определения...

Журнал

Молодежный жаргон — признак здорового развития языка

Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов пишет в Газете.ru о том, почему не надо бояться молодежного сленга.

...Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов отказывается...

...Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов пишет...

...Но при этом гневные жалобы на то, что молодежь портит язык, повторяются из поколения в поколение. Автор прослеживает молодежный язык последних 70 лет и на конкретных примерах показывает, что взрослые всегда недовольны тем, как говорят их дети и внуки....

...Молодежный жаргон — признак здорового развития языка...

Легко ли быть грамотным?

Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства. С одной стороны, они пользуются авторитетом, к ним испытывают уважение. С другой, грамотная устная и письменная речь некоторым кажется излишеством: раз меня все равно понимают, зачем мучиться и учить правила? Кроме того, одни, как принято думать, обладают врожденной грамотностью, а другие не могут справиться с буквами из-за дислексии и дисграфии. И все-таки грамотность сегодня становится таким же полезным навыком, как умение строить отношения с коллегами или говорить на иностранном языке. Какая грамотность нам нужна в эпоху спелл-чекеров и чатботов? Попробуем подступиться к этой важной теме.

...Грамотность можно измерять, развивать и извлекать из...

...Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства...

...При всей нашей любви к правилам и нормам люди важнее, чем правила....

...При письменном общении нельзя исключить, что неграмотность связана с дислексией или дисграфией, а не с ленью, необразованностью и неуважением к читателю....

...При этом на слуху грамотность самая разная — финансовая, юридическая, политическая, цифровая, компьютерная и информационная, медицинская и даже психиатрическая....

...Все знают, что художественный, публицистический, научный тексты устроены по-разному, но при этом в школьном курсе словесности нет возможности применить эти знания на практике....

...Например, при приеме на госслужбу кандидатам иногда предлагают пройти тест на знание русского языка, а Минтруд уже несколько лет разрабатывает законопроект о проверке грамотности действующих чиновников....

...Легко ли быть грамотным?...

Вышел первый номер журнала «Социолингвистика» за 2023 год

Номер посвящен русскому языку в мире и выходит в год, объявленный СНГ Годом русского языка как языка межнационального общения. В него вошли статьи о теоретических проблемах социолингвистики, о положении русского языка в России и в мире, о языках народов России и т. д. Выпуск доступен на сайте журнала.

...Опубликованные в нем материалы отражают актуальные...

...Номер посвящен русскому языку в мире и выходит в год...

...При этом немного выросло число нерусских этносов, считающих русский язык родным. Оно составило 32% от этой группы. Число монолингвов среди русских выросло до ~ 93,76%. В статье обсуждаются возможные меры, которые позволят укрепить роль русского языка.   М. Я....

...Вышел первый номер журнала «Социолингвистика» за 2023...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать