Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 145 результатов

Ответы справочной службы

Добрый день. У Достоевского встречается "педагогичка". Это слово возникло от "педагог" по аналогии с другими феминитивами на -ичка (как медик–медичка, но только с помощью цельного суффикса -ичк, а не -ик + -к) или в результате сокращения от прил-го (как технический–техничка)?

На Ваш вопрос отвечает Ирина Владимировна Фуфаева, кандидат филологических наук, автор книги «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция» (М., 2020).

Феминитив педагогичка возник после появления в Санкт-Петербурге в 1859 году первых педагогических женских курсов при Мариинской гимназии. Затем такие курсы появились и при других гимназиях. Педагогичками стали называть девушек, которые там обучались. Феминитив был образован от прилагательного педагогический с суффиксом -к(а), а не от существительного педагог, отличался от него по смыслу и был непарным. 

В переписке И. А. Гончарова с великим князем Константином Константиновичем в 1889–1890 годах встречаются номинации, видимо, одной и той же девушки: бывшая педагогичка, воспитанница Женских Педагогических курсов, бывшая слушательница Педагогических курсов, ср: Недавно я имел маленькое сведение о Вашем Высочестве от воспитанницы Женских Педагогических курсов, где Вы… удостоили присутствием их классы. Кстати о воспитанницах. Одна из них, именно Трейгут находится на 3м курсе» [И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1889)]; Я знаю, что вам трудно писать, но может быть барышня Трейгут, бывшая слушательница Педагогических курсов, с ваших слов напишет несколько строк для нашего успокоения [Константин Константинович (К. Р.). Письмо И. А. Гончарову (1890)]; ― В добавок дети ее, девочки, в том числе и бывшая педагогичка, уехали  на какой-то вечер в Коломенскую Гимназию [И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1890)].

При этом, поскольку выпускниц курсов тоже называли педагогичками и они работали педагогами (учительницами и гувернантками), слово естественным образом сблизилось с существительным педагог. Далее существительное стало употребляться как феминитив к слову педагог, хотя первое значение у него сохранялось и в раннесоветское время.

Страница ответа
Здравствуйте! Помогите пожалуйста. Нужно оформить вступительную часть заявления: от кого и кому оно адресовано. 1. От кого подано заявление? (Константин Скворцов, Николай Жерех, Сергей Жур, Михаил Фоменко, Евгений Крыса, Петр Горло). 2. Кому адресовано заявление? (Наталья Седых, Антонина Венда, Мария Мицкевич, Светлана Карась, Анна Шевченко, Елена Ремесло).

Чтобы выбрать правильную форму фамилии, воспользуйтесь, пожалуйста, «Письмовником».

Страница ответа
Доброго времени суток! Вот предложение, с которым возникла заминка: Он только открыл рот, чтобы ответить ей, как со стороны послышалось громкое: «Осторожно!». Правильно ли, что после кавычек ставится точка, и можно ли написать это предложение так: Он только открыл рот, чтобы ответить ей, как со стороны послышалось громкое «осторожно!». Искренне благодарю за ответ! С уважением, Константин.

Если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Он только открыл рот, чтобы ответить ей, как со стороны послышалось громкое «Осторожно!».

Если бы в прямой речи не было восклицательного знака, ее следовало писать с маленькой буквы.

Страница ответа

Справочники

А всё же

А ВСЁ ЖЕ / ВСЁ Ж(Е) / ВСЁ Ж ТАКИ / ВСЁ-ТАКИ, частица Не требует постановки знаков препинания. Жены думают, любя, // Что иное слово // Всё ж скорей найдет тебя // На войне живого. А. Твардовский, Василий Теркин. В той песне казак пану всю правду сказал, что с паном будет, и пан плачет, даже слезы у пана текут по усам, а всё же ни слова, видно, из песни не понял. В. Короленко, Лес шумит. ...Кандидат Константин Иванович всё же 

... ...Кандидат Константин Иванович всё же чувствовал неловкость, потому что мужики смотрели на него и ждали, как он ответит на вопрос. В. Шукшин, Срезал. А всё же бывали минуты, когда они яро ненавидели свое стадо и страшились его панически, до обморока. Г....

...А всё же...

Ни больше ни меньше (как)

НИ БОЛЬШЕ НИ МЕНЬШЕ (КАК), неразложимое сочетание Между частями выражения «ни больше ни меньше (как)» в значении «именно; не кто иной, как; не что иное, как» знаки препинания не ставятся. И если утверждения Эвсебия верны, то Константин оказывается ни больше ни меньше как первым крестоносцем. И. Бродский, Путешествие в Стамбул. Дополнительным оппонентом оказался ни больше ни меньше тогдашний директор Пушкинского дома. М. Веллер, Точка зрения. Ни больше ни меньше как рыбьи ...

...И если утверждения Эвсебия верны, то Константин оказывается ни больше ни меньше как первым крестоносцем. И. Бродский, Путешествие в Стамбул. Дополнительным оппонентом оказался ни больше ни меньше тогдашний директор Пушкинского дома. М. Веллер, Точка зрения. Ни больше ни меньше как рыбьи пастбища....

...Ни больше ни меньше (как)...

А всё ж таки

А ВСЁ Ж ТАКИ / ВСЁ Ж(Е) / ВСЁ Ж ТАКИ / ВСЁ-ТАКИ, частица Не требует постановки знаков препинания. Жены думают, любя, // Что иное слово // Всё ж скорей найдет тебя // На войне живого. А. Твардовский, Василий Теркин. В той песне казак пану всю правду сказал, что с паном будет, и пан плачет, даже слезы у пана текут по усам, а всё же ни слова, видно, из песни не понял. В. Короленко, Лес шумит. ...Кандидат Константин Иванович всё же 

... ...Кандидат Константин Иванович всё же чувствовал неловкость, потому что мужики смотрели на него и ждали, как он ответит на вопрос. В. Шукшин, Срезал. А всё же бывали минуты, когда они яро ненавидели свое стадо и страшились его панически, до обморока. Г....

...А всё ж таки...

Журнал

В Институте Пушкина завершился IV Костомаровский форум

IV Костомаровский форум привлек значительный интерес общественности. Всего на него, по данным организаторов, зарегистрировались (для личного и дистанционного участия) 6734 представителя из 116 стран мира, сайт форума посетили почти 80 тыс. человек. Программа включала 53 мероприятия, в том числе конференции, панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы, презентации образовательных проектов и научных исследований.  Представители Грамоты ...

...Участники обсудили не только преподавание и продвижение...

...Руководитель лаборатории «Машинное обучение и семантический анализ» Института искусственного интеллекта МГУ, доктор физико-математических наук Константин Воронцов рассказал о проекте ИИИ МГУ по созданию обзоров литературы для научных работников....

...Руководитель Грамоты, член Совета при Президенте РФ по русскому языку Константин Деревянко отметил роль словарей в обучении и просвещении. С этой точки зрения важно, чтобы словарная и справочная информация подавалась в понятном и удобном виде, подчеркнул он....

...В Институте Пушкина завершился IV Костомаровский форум...

Состоялся запуск масштабного цифрового проекта «Слово Толстого»

Проект «Слово Толстого» — цифровой путеводитель по наследию писателя, справочно-информационная платформа, созданная на основе 90-томного cобрания сочинений Льва Толстого. Это первый проект такого рода: он дает возможность осуществлять поиск по огромному корпусу текстов Толстого, обеспечивает удобную навигацию по ним и предоставляет справочные, корпусные и словарные материалы для профессионалов и для широкой аудитории читателей. Технологии Digital Humanities, примененные на ...

...Комментарии участников проекта...

...Константин Деревянко, председатель научно-образовательного союза развития языковой и информационной культуры «Родное слово»: «Сегодня мы живем в принципиально новом информационном мире, чем тот, в котором жил Толстой: и дети, и взрослые иначе воспринимают информацию....

...Состоялся запуск масштабного цифрового проекта «Слово...

Язык и построение «Песни о купце Калашникове» Лермонтова

Предлагаем вниманию читателей портала статью Константина Борисовича Бархина, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 5, 1936). Она будет полезна как учителям русского языка и литературы при подготовке к уроку, так и ученикам.

...Специальный проект «Грамоты» к столетию журнала «Русский...

...Предлагаем вниманию читателей портала статью Константина...

...Предисловие «Грамоты.ру»  Константин Борисович Бархин (1876, по другим данным 1874–1938) — педагог, методист по русскому языку, профессор....

...Язык и построение «Песни о купце Калашникове» Лермонтова...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать